Проверяем развитие ребенка в 1 год и 5 месяцев: алгоритм действий

Общее развитие ребенка в 1 год и 5 месяцев

Наступает новый этап в развитии малыша. Неумелый, неуклюжий кроха превращается в ловкого, подвижного сорванца. Он с большим упорством преодолевает препятствия, возникающие на пути, покоряет диван, стулья, ступеньки и небольшие возвышенности во дворе. «Неуемную прыть» карапуз проявляет и в гостях. «Сладу нет с этим непоседой!» — то и дело можно слышать от родителей. Чрезмерная активность — необходимая составляющая успешного развития ребенка в 1 год и 5 месяцев. Ведь уже так много получается. И катать машинку, и двигать стулья, и ходить на цыпочках.

В быту тоже заметен прогресс. Ребенок уверенно держит ложку, протягивает ручки при одевании, бежит к умывальнику и пытается справиться с полотенцем.

В 1 год и 5 месяцев в поведении малыша происходят неприятные изменения. В попытке отстоять свое мнение, кроха может укусить или ударить взрослого человека. Конечно, подобные выходки неприемлемы и должны пресекаться. Но не следует читать длинные нотации или старательно стыдить ребенка. И уж совсем не стоит бить малыша в ответ.

Запомните: ребенок в 1 год и 5 месяцев совершает подобные поступки неосознанно. Достаточно показать малышу, что вы расстроены и вам больно, и он, прекратив свои действия, тут же начнет вас жалеть.

Есть ли разница в развитии мальчиков и девочек?

Разница в развитии мальчиков и девочек прослеживается с самого рождения. Представители сильного пола появляются на свет с большей массой и длиной тела. Физически мальчики 5 месяцев более развиты. У них крепче мышцы. Они более активны. Острота слуха у мальчиков до 5-месячного возраста выше, чем у девочек.

Фото 6

Телесный дискомфорт они переживают острее. При этом девочки более ласковы и отзывчивы на поцелуи и объятия, чем мальчики. Для игр представительницам женского пола достаточно ограниченного пространства. Мальчикам же требуется больше площади для развлечений.

У девочек сильнее развивается левое полушарие головного мозга. Поэтому они лучше концентрируются на определенных предметах и являются более коммуникабельными. У мальчиков лучше развито правое полушарие. Благодаря этому они быстрее ориентируются в пространстве, у них хорошо развиты двигательные функции. Умения и навыки детей разных полов немного отличаются. Основные моменты приведены в таблице ниже.

Критерий сравнительного анализаЧто умеет ребенок в 5 месяцев, мальчикЧто умеет делать ребенок в 5 месяцев, девочка
Умения и навыки физического характераМногие ребята уже умеют сидеть у опоры. Они достаточно подвижны.Некоторые малышки в этом возрасте совершают первые попытки сидеть. Но девочек не рекомендуется присаживать раньше 6-7-месячного возраста. Это обусловлено слабостью их мускулатуры и костей. Раннее присаживание может пагубно повлиять на органы малого таза.
Речевые способностиОбщаются мальчики путем гуления.Произношение первых слогов. Гуление плавно переходит в лепетание. Кроха пытается имитировать речь взрослых.
Форма общенияМальчики предпочитают объятия.Малышкам очень нравится слушать голос матери.

Развивать ребенка, как мальчика, так и девочку надо всесторонне – помогать овладевать навыками и умениями через игру.

Уход за ребенком в 1 год и 5 месяцев

Ребенок в 1 год и 5 месяцев кажется почти самостоятельным, но по-прежнему нуждается в должном уходе и заботе взрослых. Необходимо соблюдать сложившийся распорядок, предоставляя малышу возможность самому участвовать в ежедневных процедурах. Пусть он моет ручки и вытирает их полотенцем, при купании проводит больше времени в ванной и выбирает тарелку и ложку на обед. А если возникнут трудности, мама придет на помощь. Так в ребенке начинают просыпаться ответственность, способность делать выбор.

Физическое развитие

После того, как крохе исполнился 1 год, темпы его роста стали не такими быстрыми. За последние полгода вес ребенка увеличится на 1-1,5 кг. Может даже показаться, что карапуз совсем не набирает в весе, особенно если он очень подвижный и энергичный.

Рост ребенка после года увеличился на 3-5 см за последние шесть месяцев. Процессы роста после года тоже значительно замедляются, причем кроха может прибавлять рост не постепенно, а скачками. Так, карапуз может в течение месяца совсем не вырасти, а затем за следующий месяц прибавить 1-2 см. Не нужно переживать, если у крохи есть небольшие отклонения от стандартных показателей. Помните, что каждый малыш уникален в своем развитии.

Питание малыша

К 1 году и 5 месяцам проявление независимости ребенка может отразиться и на его вкусовых пристрастиях. Он еще вчера уплетал любую кашу с аппетитом, а сегодня с отвращением смотрит на рисовую и с трудом ест манную. Это нормальный процесс становления личности. Хотя родители зачастую нормальности здесь не находят и с упорством продолжают предлагать крохе то, от чего он отворачивается. В ход идут «самолетики», «рыбки», «птички», что вызывает еще большее возмущение малыша. В этом и кроется ошибка взрослых. Заставить ребенка что-то съесть в таком состоянии можно, лишь подавив его волю, именно ее он сейчас и отстаивает. Поэтому главные задачи на данном этапе — обеспечить ребенку разнообразное меню, наполненное вкусными и здоровыми блюдами, запастись пониманием и терпением.

Общее развитие

Развитие ребенка в 1,5 месяца

К полутора месяцам на смену периоду адаптации приходит так называемый период оживления. Младенец преодолевает первый скачок развития, стремительно меняясь как физически, так и эмоционально.

Рефлексы новорожденного постепенно угасают, и кроха начитает более сознательно воспринимать окружающую его действительность. Он не только узнает маму и папу, но и выражает радость при каждой встрече с ними: улыбается, тянется ручками. Активно развивается мимика, движения становятся более точными и уверенными.

Основным способом общения с окружающими по-прежнему является плач, но малыш уже учится «разговаривать», произнося некоторые гласные звуки, чаще всего «А» и «У». Примерно с 6–7 недель он начинает гулить и подражать простым звукам. Родителям важно как можно больше разговаривать с крохой, петь ему песенки и рассказывать стихи, стимулируя тем самым развитие речи.

Взгляд грудничка становится сфокусированным, он может подолгу рассматривать окружающие его предметы: игрушки, рисунок на обоях, свою одежду. Наибольший интерес для младенца представляют контрастные черно-белые и красно-белые картинки, а блеклые и пастельные цвета он еще не воспринимает.

Наряду со зрением развивается слух: ребенок может различить, откуда происходит шум, поворачивает голову на звук погремушки или громкого разговора, узнает голос матери.

Растет и двигательная активность. Кроха уже не может спокойно лежать на месте во время бодрствования. Он изгибается, машет ножками и ручками, вертит головой. Постепенно грудничок начинает проявлять внимание к своим ручкам и учится ими управлять: шевелит пальчиками, хватает пеленку, пытается удержать погремушку.

База знаний для продвинутых мам:

  • Прикорм малыша по месяцам на грудном и искусственном вскармливании
  • Во сколько месяцев малыш начинает держать голову
  • Когда кроха может сам переворачиваться со спины на живот
  • В каком возрасте у ребенка становится осознанный взгляд

Навыки и умения

Навыки и умения в 1,5 месяца

В 1,5 месяца ребенок должен уметь:

  • лежа на животе, поднимать голову и удерживать ее хотя бы несколько секунд;
  • лежа на боку, самостоятельно поворачиваться на спинку;
  • непродолжительное время удерживать игрушку в каждой из ручек;
  • осознанно улыбаться в ответ на улыбку или ласковое обращение.

Следует помнить, что каждый человек уникален и может развиваться по-своему. Тем не менее при выявлении каких-либо отклонений от общепринятых педиатрических норм, об этом обязательно стоит сообщить врачу.

Сон, питание и гигиенические процедуры

В этом возрасте младенец по-прежнему спит около 18 часов в сутки, однако с каждым днем общее время бодрствования становится все продолжительнее. Как правило, к 1,5 месяцам у большинства грудничков уже сформировался определенный распорядок дня, который включает в себя около 5–6 эпизодов сна и столько же периодов активности.

Сон и питание в 1,5 месяца

Младенец продолжает питаться грудным молоком или адаптированной искусственной смесью. При этом детей, находящихся на грудном вскармливании, желательно кормить по требованию, не стремясь к соблюдению четкой схемы приема пищи. Искусственники же нуждаются в более строгом режиме с промежутками между кормлениями не менее 4 часов. Суточное количество употребляемого молока постепенно растет и может достигать четверти веса грудничка.

Развитие крохи существенно зависит от его физической активности, которую следует совмещать с гигиеническими процедурами. Во время утренней смены подгузника малышу полезно проводить гимнастику: сгибать и разгибать конечности, переворачивать на бочок и на животик. Начиная с 5–6 недели, грудничку можно делать легкий массаж. Он должен включать в себя поглаживания животика и спинки, ручек и ножек (за исключением лимфатических узлов) и легкое растирание стоп. По пяточкам и ладошкам можно покатать специальный массажный мячик с шипами.

Распорядок дня обязательно должен включать в себя купание в ванночке. Лучше всего устраивать заплыв вечером перед последним кормлением. Для безопасности маленького пловца можно использовать надувной круг, надеваемый на шею. Во время мытья желательно проводить простые физические упражнения: покачивать малыша в воде, делать плавательные движения конечностями.

Чему можно научить ребенка?

Наступает идеальный момент для обучения малыша вежливым словам и манерам. Сейчас ребенок впитывает действия родителей как губка. Будьте дружелюбны и приветливы с людьми, улыбайтесь при встрече, здоровайтесь и прощайтесь, используя соответствующие жесты рук. Активно употребляйте в речи «волшебные слова»: «извините», «простите», «спасибо», «пожалуйста» — и в разговоре со взрослыми людьми, и при общении с малышом. Поначалу ребенок будет лишь внимательно наблюдать, но уже через короткое время, можно будет порадоваться первым результатам, любуясь на своего обходительного и вежливого малыша.

Социальное развитие

В течение первого года жизни у карапуза, скорее всего, появилась любимая игрушка, с которой он связывает все радостные моменты в жизни и ее огорчения. Теперь, скорее всего, кроха вообще станет неразлучен со своей любимой игрушкой, она для него становится близким другом, который всегда рядом, когда ребенок напуган или устал. Это естественный процесс в формировании личности малыша, и не должно пугать родителей.

Когда кроха растет, у него появляется потребность быть независимым и доказывать сою самостоятельность, но при этом ему нужно постоянно быть уверенным в том, что рядом есть кто-то близкий, его защита и опора. Так и получается, что тот предмет, который был с крохой с младенчества, дарит ему ощущение комфорта и безопасности. Поэтому не стоит забывать о том, что для вас это, может быть, старая потрепанная игрушка, а для вашего чада это близкий и надежный друг на пути к развитию самостоятельности.

Развивающие игры

Продолжайте знакомить ребенка с формой, цветом и размером предметов, используя пирамидки и кубики. Попросите малыша собрать две группы одноцветных кубиков и построить из них башни (разной высоты). На их примере объясните ребенку понятия «больше – меньше». Можно воспользоваться разноцветными шариками, предложив карапузу рассортировать их по цвету.

Играя с крохой, постоянно называйте формы игрушек: «кольца пирамидки круглые, а кубики квадратные».

Самым важным видом деятельности ребенка в 1 год и 5 месяцев становится рисование. Запаситесь большим количеством карандашей, фломастеров и терпения, так как в качестве холста для творчества малыш может не ограничиться специальным альбомом или тетрадью. Как альтернативу можно применить пальчиковые краски, которые будут очень кстати во время купания крохи. Помимо того, что это подарит море радости и удовольствия ребенку — краски легко смываются с поверхности ванны после завершения процесса.

В 1 год и 5 месяцев ребенку уже можно предложить вместе собрать несложную мозаику или простейшие пазлы.

Рацион питания: что приготовить малышу?

В этом возрасте грудное вскармливание уже не является необходимостью. В этот период малышу требуется твердая и разнообразная пища. Здесь очень важен сбалансированный рацион, включающий все необходимые продукты. Ребенок обязательно должен получать нужные витамины, микроэлементы и полезные вещества.

Примерное меню малыша:

  • Завтрак может состоять из: молочной каши (рисовой, манной, овсяной), чая с молоком, какао, фруктового пюре и кусочка ржаного хлеба.
  • Обед обязательно должен включать первое — овощной или картофельный суп, суп-пюре или нежирный бульон. Мясные блюда: котлеты, биточки, тефтельки. Иногда ребенку нужно давать нежирную рыбу.
  • Полдник. Кефир с булочкой, стакан молока с печеньем, какао с пирожком. Дополнительно следует давать фрукты или фруктовые пюре.
  • Ужин. Запеканка, паровой омлет или творог. Также можно дать ребенку: кашу, картофельное или овощное пюре, травяной чай.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: