Нормы речевого развития ребенка в возрасте 1-3 года
Сразу отметим, что вопрос «норм» спорный. С одной стороны, существующие нормы развития позволяют маме вовремя заметить, если что-то идет не так. Но с другой стороны, невозможно привести в систему такой сложный и многогранный процесс, как развитие психики и, в частности, становление речи ребенка.
Считается, что первое слово малыш произносит в возрасте около года, а к полутора годам он использует уже около 8-20 слов. При этом словами в данном случае считаются не только «полноценные» слова, но и лепетные, такие как «би-би», «буль-буль», «бух» и т.д.
Ключевым критерием «слова» здесь является его устойчивый характер и осознанное употребление малышом по отношению к определенному предмету, действию, человеку.
У моего сына, примерно в 1,1, кроме необходимых коротеньких слов (мама, папа, на, та и т.д.), первыми словами были «бабочка», «обувь» и «экскаватор». Причем, говорил он их четко и друг за другом по очереди. Наверное, просто звучание нравилось. — Наталья Мунгалова.
В период между 18 и 24 месяцами активный словарь малыша стремительно увеличивается и к 2-м годам он не только использует в речи около 50 слов, но и начинает строить из них первые фразы из двух слов. Ребенок уже понимает значение предлогов и глаголов в знакомых фразах.
За следующее полугодие ребенок еще больше осваивает грамматику родного языка, начинает использовать в речи все больше глаголов и местоимения. К 2,5 годам ребенок уже говорит предложениями из 3-4 слов, легко запоминает простые песенки и стихи.
Дальнейшее развитие речи ребенка вплоть до достижения им трехлетнего возраста идет по пути усвоения более сложных грамматических конструкций, накопления активного словаря и совершенствования звуковой стороны речи. Как правило, трехлетний ребенок становится для своих родителей вполне понятным и приятным собеседником. Чего не скажешь о посторонних людях, для которых некоторые слова и фразы трехлетки все еще могут представлять настоящую абракадабру.
Здесь приведены лишь опорные точки, которые служат показателями развития речи ребенка раннего возраста наряду с другими факторами, такими как понимание им обращенной речи, речевая активность, адекватное проявление эмоций в процессе общения, использование интонации, мимики и жестов, наличие потребности в общении.
Двигательная активность
Детям в полтора года необходима активная физическая нагрузка. Им нравится ползать, приседать, танцевать, бегать и падать. Следует предоставить такую возможность, не ограничивая движений манежем. Это поможет сформировать координацию, улучшить внимание и концентрацию, научит избегать опасностей.
Что умеет 18-месячный ребенок
Развитие двигательных навыков ребенка идет быстро — в полтора года он должен без труда делать следующие движения:
- махать флажком;
- удерживать в руках мячик, гимнастическую палочку;
- прыгать на месте;
- менять положение тела в пространстве;
- прятать кубик за спиной;
- перекладывать игрушку из руки в руку.
Большинство детей в полтора года с помощью взрослого умеют взбираться на невысокую горку, скатывать с нее мяч, перешагивать препятствия на полу, подниматься и спускаться со ступеньки.
Как развивать
Для развития двигательной активности ребенка в 1 год 5 месяцев подойдут активности:
- игры с имитацией походки животных;
- танцы;
- движение по кругу – игра в паровозик;
- хлопанье в ладоши;
- приседания;
- прятки;
- игры в догонялки;
- кидание мячика в цель.
По мере освоения движений, развития равновесия, координации и внимания игры усложняют, изменяют место и ситуацию или действующих лиц.
Благоприятные условия для развития речи
Если не брать во внимание случаи органических поражений центральной нервной системы, органов зрения и слуха или физиологических особенностей строения речевого аппарата, развитие речи проходит по указанным ступенькам при выполнении нескольких условий:
- создание развивающей речевой среды;
- накопление пассивного словарного запаса;
- поощрение речевой активности малыша.
Создание развивающей речевой среды начинается с организации такого пространства вокруг ребенка, которое будет давать поводы для его собственной речевой активности и речевого взаимодействия ребенка и взрослого. Это книги, игрушки, плакаты, фотографии, картинки, статуэтки, панно, да даже узор на обоях — все, о чем маме может быть интересно день за днем рассказывать малышу.
Прекрасным накопительным эффектом обладает чтение потешек, пение песенок во время режимных моментов. Простые тексты с особой ритмикой не только организуют привычные процедуры умывания, одевания, приема пищи, засыпания, но и прочно закрепляются в памяти малыша за счет многократного повторения. Ежедневное использование потешек, стихотворений, песенок во время этих процедур, да не дежурное бормотание, а яркое и выразительное эмоциональное чтение с подчеркнутой артикуляцией вскоре будет вознаграждено сначала узнаванием названий частей тела, предметов одежды и домашнего обихода, а вскоре и появлением этих слов в активной речи ребенка.
К другим способам пополнения пассивного словарного запаса можно отнести чтение ребенку и разговоры с ним по любому поводу.
Важно при этом помнить, что режим «мама-радио», когда мама комментирует все, что происходит, все, что малыш видит или, предположительно, чувствует, не должен был включенным в формате нон-стоп.
Ребенку нужно время, чтобы переработать полученные впечатления, самостоятельно поиграть, отдохнуть, прислушаться к звукам за окном и к звукам тишины тоже. Так что в развитии речи, как и в других сферах развития, важно не бросаться из крайности в крайность и соблюдать меру в использовании даже самых полезных, на первый взгляд, занятий и методик.
Малыша понимает только мама
Мой племянник предложениями заговорил около двух, но слова были не очень понятны особенно с непривычки — или конец слова или начало: ди — иди, ко — комната, коробка, колесо, гоу — мяч (видимо, от слова «гол») бе, си, зе, жё, чё — цвета, каки — красный.
Например фраза «Яя, ди яя ко», обращённая ко мне, значила «Вера, иди в свою комнату». А ещё такой случай был: пошли они с бабушкой чистить зубы, до этого всегда была зелёная паста в зеленом тюбике, а тут родители купили в красном. Любил очень Арсений пасту всем на щётку выдавливать, себе детскую выдавил и решил бабушке помочь — распаковали новую пасту, он крышку открутил и удивленно так говорит:
— Бе! (значит, белая) А я дуди каки! («А я думал, красная»). — Вера Котова.
Иногда малыш говорит, и говорит много, активно предпринимая попытки вступить в диалог с другими детьми и взрослыми на площадке, в поликлинике, в транспорте. Но маме приходится брать на себя роль переводчика, потому что для окружающих речь малыша звучит набором бессвязных звуков. Возвращаясь к нормам развития языка, ребенок в возрасте до трех лет имеет полное право заменять отдельные буквы в словах, а какие-то и вовсе не произносить. Но кроме неразличимых звуков, речь малышей может еще и изобиловать неведомыми окружающим словами. Как же помочь малышу стать приятным собеседником не только для мамы, но и для других людей?
В первую очередь, обратите внимание на чистоту и правильность речи, которую слышит малыш. Если вы сюсюкаете, активно используете в речи разнообразные «куп-куп» и «ням-ням», закрепляете в речи малыша плоды его неверного произношения («весипет» — велосипед, «атя» — шапка», «игока» — Егорка), повторяя и регулярно используя в речи эти словоформы, разговариваете слишком быстро или, напротив, слишком медленно, не стоит ожидать скорого становления чистой и понятной речи у малыша.
Сделайте свою речь грамматически правильной, артикуляционно чистой и эмоционально выразительной, а также предложите ребенку упражнения и игры на развитие речевого аппарата и улучшение артикуляции. Они не занимают много времени и проводятся в игровой форме между делом. Можно перед зеркалом вытягивать губы трубочкой, цокать язычком «как лошадка», дуть на бумажные шарики, выдувать мыльные пузыри и т.д. Существуют книги и карточки с наглядным изображением упражнений артикуляционной гимнастики в стихотворной или в сказочной форме (Е.М.Косинова, Н.В.Нищева и др.).
Важно, чтобы неправильное звукопроизношение не закрепилось в речи малыша, ведь исправлять его потом будет гораздо сложнее.
Я как манны небесной ждала, когда ребенок заговорит! Первые внятные слова начали появляться после двух, но очень медленно, к 2,6 их было не больше полусотни. И вот последние два месяца (сейчас Ксюше 2,11) именно прорвало — говорит и повторяет все, постоянно и довольно чётко. К нашему удивлению, среди первых фраз были рифмованные:
— Мадам-мадам, иди ням-ням (Мадам Газель из мультика про Пеппу) — Я не бяка, я собака, я хочу гав!
Сейчас частенько выдаёт забавные фразы, из последнего: папа, одень меня на шею! — Надежда Киселева.
Каждая история появления первого слова, как и появления самого малыша на свет, — индивидуальна, и последнее, что стоит делать, — это сравнивать своего ребенка с другими детьми, сравнивать скорость его развития, величину его словарного запаса или количество правильно произносимых звуков с «показателями» речевого развития каких-то среднестатистических детей или вполне реальных знакомых детишек.
Что действительно следует сделать маме, обеспокоенной своевременным развитием речи малыша, — это завести дневничок, в котором фиксировать все новые слова и наблюдения за речевой активностью, развитием понимания обращенной речи, использованием жестов и другими проявлениями прогресса в становлении речи.
Анализируя эти записи, внимательная мама всегда сможет увидеть, когда малышу нужна консультация специалиста, а когда достаточно сделать акцент на речевые игры и упражнения, чтобы помочь малышу заговорить больше и понятнее.
— поделитесь с друзьями!
Подпишитесь на нас в фейсбуке:
Возможные проблемы
Совершенствование психоэмоционального развития ребенка в 1,5 года не проходит бесследно. Появляются проблемы поведения, дети становятся неуправляемыми, при любом не понравившемся действии кричат и закатывают истерику. Многие в этот период начинают кусаться.
Подобные срывы чаще всего возникают на фоне усталости или нервного перенапряжения. Малый словарный запас не позволяет ребенку высказать негатив, поэтому он прибегает к такому выражению эмоций. До двух лет подобные капризы ничего не значат, а после превращаются в манипуляцию и становятся способом достижения своих целей.
Поэтому не стоит терпеть всевозможные взрывы и пускать развитие событий на самотек. Лучше переключить внимание ребенка на другой предмет, отвлечь его, но не идти на поводу, выполняя требования капризули.
Не нужно расстраиваться, если развитие малыша в 1,5 года отстает от нормативов. Главным показателем физического и эмоционального здоровья в этом возрасте являются не рост и вес, а стабильная динамика движения вперед. Нужно читать, играть, заниматься, разговаривать с ребенком — и результат не заставит себя ждать.
Фото: ru.freepik.com
Список источников:
- Справочник педиатра» под редакцией В.О. Быкова //Ставрополь, 2004 г.
- Васильева Е.И. Физическое развитие детей: учебно-методическое пособие для иностранных студентов // ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России. Иркутск: ИГМУ, 2013 – 32 с.
- Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие // Иркутск, 1989 г.
- В.Г. Майданник, В.Г. Бурлай. Ваш ребенок (Уход и воспитание) // Киев 2004. -298 с.
- Земцова, О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 1-2 лет // М.: Махаон, 2020. — 240 c.
- Веракса, Н. Е. Детская психология. Учебник / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса //М.: Юрайт, 2014. — 446 c.
Автор
Елена Медведева
Специалист
Окончила Уральскую государственную медицинскую академию г. Екатеринбурга по специальности «Лечебное дело». Опыт работы: бригада интенсивной терапии, медик на предприятии. Все статьи автора
Мне нравится!