Как научить ребенка пить капсулы. Сложный физиологический процесс или как научить ребенка глотать таблетки. Причины отсутствия соматического глотания


При переводе малыша на новую пищу многие родители испытывают затруднения. Ребенок, привыкший употреблять жидкий продукт типа материнского молока или специальной смеси, не понимает, зачем ему в рот пихают непонятное вещество, и выплевывает его. Как научить ребенка правильно жевать и глотать предлагаемую родителями еду?

С какого возраста можно начинать.

Приучать ребенка пить таблетки желательно с 3 – 3,5 года, когда с малышом уже можно как-то договориться, придумать что–нибудь, например, если кроха выпьет таблетку, то мама угостит его вкусной конфетой. Но лучше будет просто постараться объяснить своему упрямому малышу, что таблетка сможет помочь «прогнать» болезнь, и у него ничего не будет болеть, быстрее пойдет гулять и играть в свои любые игрушки.

Конечно, когда у малыша сильно болит горло, то вам, родителям, сложно будет доказать пользу от приема препарата. Поэтому лучше будет рассказывать это ребенку заранее, когда он здоров, желательно в игровой форме, например, вместе полечить куклу или любимого мягкого мишку, тогда крохе будет легче научиться.

Комментарии

Если таблетку еще можно растереть, смешать с чем то сладким типа меда и дать запить, то капсулу необходимо проглотить целой.

Не слушайте совета выше! Мёд и таблетки вещи не совместимые вообще!!!

А нет альтернативы? сироп может есть? а так можно просто с водой растереть и дать с ложки или шприца. Но это только таблетки. Капсулы не знаю. Спросите у врача может можно капсулы заменить на что то?

Мед, сок, сироп не подходит. Альтернативы нет. Капсула должна раствориться в кишечнике!

Капсулы можно вскрыть и вылить содержимое, таблетки растереть

— @elena24588 ну нельзя я же написала) они тогда только вред желудку принесут.а в лучшем случае просто не помогут

Насчёт капсул не знаю. А таблетки мой старший только грызёт (даже горькие) затем глотает. Целиковую тоже никак.

— @nastyachijik эх, два дня уже мучаю (-юсь), видимо, пора прекращать, не судьба…не время, наверно(((

А что за капсулы то,нам выписывали креон и 1 капсулу на 4 приема делить,вот вскрывала и делила и давала эти шарики без оболочки

— @zahlebina.marina, с креоном точно так делать можно.там кроме желатиновой капсулы внешней, микрокапсулки внутри, которые не растворяются под воздействием желудочного сока и попадают в кишечник как я поняла. У нас энтерол..ну вроде тоже разрешили раскрывать.но будет ли эффект хз

— @olga_mama2, нам так аллерголог выписывали и не только мне и крестнице тоже так давали эффект был,а энтерол был в порошке был

Читайте эти записи в Мамлайф — самом популярном приложении для женского общения!

У многих детей с аутизмом есть проблемы с приемом лекарств, но это навык, который крайне важен для дальнейшей жизни и сохранения здоровья

Я поведенческий аналитик, и у меня двое взрослых сыновей, у одного из которых аутизм. До этого я более 30 лет работала лицензированной медсестрой, и мне кажется, что мой опыт в медицине оказался очень полезен для работы в области аутизма.

Благодаря своему первому образованию и опыту я могу отвечать на вопросы о приеме лекарств и тех уникальных проблемах, с которыми часто сталкиваются родители детей с аутизмом.

Когда Лукас был малышом, мы могли дать ему детский препарат в жидком виде, капнув его прямо в рот. Поскольку препарата было немного и препараты для детей обычно ароматизированы, то обычно он проглатывал лекарство без каких-либо проблем. Однако когда Лукас стал постарше, объем жидкого препарата стал гораздо больше, и дать ему лекарство становилось все сложнее.

Лукас был крайне избирателен в еде, поэтому, когда у него диагностировали аутизм в возрасте 3 лет, его вес был ниже нормы. Нам рекомендовали каждый день давать ему мультивитамины и другие пищевые добавки, такие как кислоты Омега-3. Иногда, когда он болел, мы также давали ему антибиотики и другие препараты для лечения инфекций и других заболеваний. Кроме того, в последующие годы ему назначали различные препараты для улучшения сна, уменьшения других проблем, связанных с аутизмом, а также для лечения аутоиммунного заболевания, которое диагностировали у Лукаса в 6 лет, и дисфункции автономной нервной системы, которую диагностировали в подростковом возрасте.

Вскоре после того как у Лукаса диагностировали аутизм, мы начали измельчать витамины, добавки и рецептурные препараты и смешивать их с яблочным пюре. После того как Лукас съедал ложку пюре с лекарством, мы обычно давали ему какое-то съедобное поощрение, после чего предлагали следующую ложку пюре и опять поощрение. Временами смесь получалась с отвратительным вкусом, так что Лукас начал сопротивляться и демонстрировать проблемное поведение, когда приходило время принимать лекарства.

Когда Лукасу было лет 5, я попросила поведенческого аналитика понаблюдать, как я даю сыну витамины и лекарства. Я искала идеи, как помочь Лукасу принимать лекарства без проблемного поведения. Поведенческий аналитик сказала, что измельченные таблетки придают смеси неприятный запах (и, вероятно, вкус), и единственный способ справиться с проблемой — научить Лукаса глотать таблетки.

Некоторые родители все смешивают с соком, но я не могла это делать, потому что Лукасу сок никогда не нравился, а в воде вкус скрыть невозможно. Кроме того, в последующие годы работы поведенческим аналитиком я наблюдала, что давать препараты в соке — это не лучший вариант, поскольку многие дети пьют сок очень медленно, и это влияет на время приема лекарства, и препарат может осесть на дне чашки, так что очень часто при смешивании лекарства с соком, родители не были уверены, какую дозу препарата ребенок действительно получил.

Измельчение таблеток и смешивание их с едой и напитками — это не идеальное решение, которое не может быть долговременным, ведь некоторые препараты, такие как Омега-3, обладают горьким и противным вкусом, а другие препараты выпускаются в капсулах, которые нельзя вскрывать.

Я очень рано поняла, что если ребенок с аутизмом не умеет глотать препараты, то по мере его взросления давать ему лекарства, добавки или витамины становится все сложнее и сложнее.

Я посетила несколько лекций по этой проблеме, на которых объясняли, как обучать навыку глотания таблеток с помощью процедур систематической десензитизации и постепенного увеличения требований (в данном случае постепенного увеличения размера таблетки), а также моделирования и положительного подкрепления. Мне удалось научить Лукаса и многих других детей глотать таблетки.

Лукас начал глотать таблетки, когда он должен был принимать преднизон в течении 21 дня из-за обострения аутоимунного заболевания. Когда препарат назначили, Лукасу было 14 лет, и, оглядываясь назад, я жалею, что не научила Лукаса глотать таблетки гораздо раньше. Когда врач назначил преднизон, он отметил, что у этих таблеток очень неприятный вкус. Врач предупредил меня, что если я измельчу таблетку, вкус будет отвратительным.

Поскольку я сообщила врачу, что я даю Лукасу измельченные таблетки в яблочном пюре, он посоветовал просто положить таблетку преднизона (она очень маленькая) в яблочное пюре так, чтобы Лукас ее не видел, а потом просто давать ему таблетки.

Оказалось, что таблетка преднизона была такой маленькой, что Лукас мог проглотить ее и даже не заметить. Поскольку Лукас привык глотать яблочное пюре, мы начали постепенно увеличивать размер таблеток. Также мы начали показывать ему, что мы кладем таблетки в пюре, а после мы давали ему поощрение.

Сейчас Лукас может принимать даже большие капсулы, но они все равно должны быть в пюре.

Если ваш ребенок согласен сделать большой глоток воды из открытой чашки, то я бы начала обучение именно с этого. Затем, как рекомендовалось на лекциях, которые я посещала, я бы начала с маленькой крупинки или самой маленькой макаронины, какую вы только сможете найти.

Некоторые рекомендуют начать с «тик-така» или другого леденца, но мне это не кажется хорошей идеей — ведь конфеты вкусные, а вам не нужно, чтобы ребенок начал жевать конфету или привык к приятному вкусу. Так что лучше подходят сухая крупа, фасолины или мелкие макаронные изделия — очень постепенно увеличивайте их размер, и обязательно давайте ребенку очень желанное поощрение сразу же после того, как он проглотил тренировочную «таблетку».

С некоторыми детьми можно моделировать этот навык напрямую: «Смотри как мама делает большой глоток!» Потом попросите ребенка повторить за вами. Затем: «Смотри как мама кладет крупинку на язык!» Потом опять глоток воды. Попросите ребенка повторить за вами и тут же предоставьте очень желанное поощрение.

Если, как в случае с Лукасом, вам больше подходит метод пюре, то подготовьте пюре, поместите что-нибудь маленькое, например, очень маленькое макаронное изделие или крупинку в ложку с пюре, а потом дайте ложку ребенку, сразу же предоставьте поощрение за то, что ребенок проглотил пюре.

Постепенно увеличивайте размеры того, что проглатывает ребенок. Увеличивайте размер только после того, как ребенок стал успешен на предыдущем шаге. Например, после того как он три раза успешно проглотил маленькую крупинку, положите маленькую макаронину, а потом очень маленькую фасолину. И, разумеется, на каждом шаге вы должны предоставлять ребенку очень важное и желанное для него поощрение за успех.

Когда ваш ребенок уже научился принимать таблетки, то можно учить его другим очень важным навыкам, которые связаны с приемом лекарств. Например, ребенок, подросток или взрослый может научиться самостоятельно принимать лекарства из контейнера, в котором таблетки заранее раскладываются по дням, или же самостоятельно реагировать на таймеры или визуальное расписание, чтобы принимать нужные препараты в назначенное время.

Это проверенные стратегии на основе прикладного анализа поведения, которые могут помочь вашему ребенку или клиенту принимать лекарства. Однако если у ребенка есть серьезные медицинские проблемы, трудности с глотанием или проблемное поведение, связанное с лечением, то ему понадобится помощь специалиста, который может провести тщательный анализ поведения, на основе которого будет составлена индивидуальная программа для коррекции этих проблем.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на .

Глотательный рефлекс, благодаря которому пища из ротовой полости попадает в пищевод, а затем в желудок, является врожденным. У новорожденного ребенка глотательный рефлекс изначально хорошо развит, но механизм глотания отличается от того, который развивается впоследствии, при поедании густой и твердой пищи.

Если ваш малыш к полутора-двум годам, или к более старшему возрасту, не научился проглатывать еду, это повод всерьез озаботиться ситуацией и предпринять все возможное, чтобы решить этот вопрос.

Проблема с глотанием лекарственных средств в виде таблеток или капсул, которые детям начинают назначать приблизительно с трехлетнего возраста, лежит в несколько иной плоскости. Малышу с нормально развитым рефлексом глотания просто требуется освоить «технологию» процесса.

Особенности процесса глотания.

Само по себе глотание – это сложный физиологический процесс, где глотка служит не только в роли заглатывания и продвижения пищи по пищеводу, но и дыхания. Рассказывать утомительную историю научными медицинскими терминологиями о том, что данный процесс делится на три фазы, я не стану, если интересно, смотрите учебник по биологии за 8 класс. Тема посвящена все – таки больше проблеме договориться научить ребенка пить таблетки целиком. Вкратце скажу, что на языке человека находится огромное количество рецепторов, и их раздражение приводит к сокращению мышц языка и слюновыделения. Поэтому, когда в ротовую полость попадает что – то кислое, сладкое или горькое, то происходит такая реакция.

Иногда родители пытаются разделить препарат пополам или на несколько частей, чтобы ребенку было легче проглотить, но это делать лучше не стоит, если не требуется определенная дозировка. Объясните малышу, что таблетку не нужно располагать на самом корне языка, так как это вызовет рвотный рефлекс. Следует положить лекарство на середине язычка и запить обычной водой. Другое дело, когда у малыша наблюдается нарушение соматического глотания после двух лет. Этому способствует ряд причин: 1. Родители не приучали своего малыша после 6 месяцев к кусочковой пище, приготовленную еду перед кормлением измельчали до консистенции каши, ребенок не научился самостоятельно разжевывать и глотать. 2. Короткая уздечка, которая не позволяет язычку прилегать к небу и совершить глотательные действия. 3. Отоларингологические заболевания. 4. Длительное использование соски.

Ход лечения

Если ребенок старше годовалого возраста не глотает еду, это серьезный повод обратиться к специалистам. Чем быстрее проблема будет решена, тем выше шансы, что это не скажется на речевом развитии малыша.

прием детского врача

Важно наладить правильное питание ребенка. Нельзя давать ему покупное полужидкое овощное или фруктовое пюре – это стимулирует привычное инфантильное глотание. Следует переключиться на еду, более плотную по структуре, для стимуляции жевания в ней должны попадаться небольшие кусочки продуктов.

Подходящей консистенции продукта можно добиться, если не перемалывать овощи или фрукты в блендере, а разминать продукты с мягкой структурой (вареный картофель, бананы, персики и т.д.) при помощи вилки – в этом случае ребенку есть что жевать и глотать.

Малышу в возрасте от года давайте есть твердую пищу, которую приходится грызть и жевать – морковь, яблоки, баранки, сухари. Если опасаетесь, что ребенок подавится, используйте ниблер – специальное устройство, по типу похожее на соску, но с сеточкой, в которую вкладывают кусочек не слишком твердого фрукта. Стимуляция жевания помогает и развитию соматического глотания.

Важно выполнять специальные упражнения, направленные на стимуляцию мышц, необходимых для глотания, сидя в правильной позе перед зеркалом – выпрямив спинку, прямо держа голову:

  • Облизывание губ. Верхнюю и нижнюю губу полуоткрытого рта ребенок облизывает поочередно, ведя языком от одного уголка к другому.
  • Маляр. Улыбнувшись, довольно широко открыть рот. Языком, расширив его, ребенок гладит небо по направлению от зубов к глотке. Нижнюю челюсть надо держать неподвижно.
  • Чистим и считаем зубы. Улыбнувшись, приоткрыть рот. Необходимо водить по верхним зубкам с тыльной стороны кончиком язычка. Затем «пересчитывать» их, останавливаясь на каждом. Следите за неподвижностью нижней челюсти.
  • Цоканье. Приоткрыть рот и поучиться цокать языком, не шевеля нижней челюстью.
  • Капля меда. Капельку сиропа или меда (или шарик из хлебного мякиша) поместите на кончик языка, ребенок должен попытаться с усилием ее проглотить.
  • Полоскание. Поэтапно полощите горло минеральной водичкой, киселем жидкой консистенции, кефиром комнатной температуры, густым киселем.
  • Зевать, жевать, глотать. Соответствующие движения выполняют, запрокинув голову и не открывая рта.

зевание у грудничка

Приучаем глотать:

  1. Вырежьте из пипетки резиновое колечко и положите его на кончик языка ребенка. Он должен его прижать к твердому небу, в области складок за зубами. Затем следует сжать зубы и сомкнуть губы. Это исходное положение.
  2. Попросите малыша проглотить слюну. Если язык поменял положение и сдвинулся в область между зубами – это неправильно. Объясните ребенку, что нужно научиться глотать, оставляя кончик языка, прижимать резиновое колечко к небу. Упражнение повторяют сначала дважды в день по 5 раз, затем 3 раза в день по 10 раз.
  3. Примите исходное положение. Малыш должен удерживать колечко на месте в течение 5 минут. В следующие дни это время плавно увеличивается до 10 минут.
  4. Примите исходное положение. Учите ребенка проглатывать слюну, не размыкая губ, при этом они должны быть расслаблены.

Если ваш малыш при переходе с полужидкой пищи на более густую и неоднородную держит во рту еду и не глотает ее, первым делом проконсультируйтесь с педиатром. Необходимо поверить состояние уздечки языка, исключить проблемы с носовым дыханием.

малыш не глотает прикорм

Как научить ребенка глотать таблетки

Мамы, которым не удается никак договориться с ребенком, очень часто теряют терпение, раздражаются на ситуацию и заставляют малыша с силой выпить лекарство. Этого ни в коем случае делать не надо! Ребенку и так плохо, отказывается кушать и пить, а тут еще разгневанная мама.

Успокойтесь и прочитайте следующие рекомендации: • во время болезни малыш становится очень капризным и раздражительным; • почти всегда отказывается от принятия пищи, так как болит горло (если болит горло); • вспомните, как вы, играючи, лечили плюшевого мишку, как у игрушки перестал болеть животик или голова, когда ваш ребенок дал ему лекарство; • когда вам все же удастся уговорить маленького капризулю принимать препараты, обязательно похвалите его после каждой принятой таблетки, скажите, какой он молодец; • расскажите, что лекарство, которое находится сейчас в животике у малыша, теперь полностью растворится и лечит его от болезни.

Сложности перехода

Конечно, есть случаи, когда переход на более существенное питание проходит беспроблемно, но они чаще становятся исключением, чем правилом. Обычно обучение малышей новой деятельности стоит родителям многих сил, времени и нервов.

В данном случае жевание – это не перемалывание пищи зубами, коих у малыша еще может и не быть, а именно вырабатывание самого рефлекса. Первый прикорм часто по консистенции такой же, как и материнское молоко, или не намного гуще. Потому жевать его, в принципе, нет необходимости, но новый способ питания и вкус еды пугают ребенка. Но его нужно научить формировать пищевой комок во рту и уже потом сознательно его проглатывать. В ином случае малыш просто будет давиться и выталкивать еду изо рта.

Что нужно знать родителям

Родители, которые пытаются учить принимать таблетки, должны обязательно обговаривать с ребенком тот момент, когда бесконтрольное употребление медицинских препаратов может сильно навредить вашему малышу. Вы должны не просто объяснить, а запретить, внушить ребенку, что никакие таблетки, жидкие лекарства в бутылочках ни в коем случае нельзя брать и принимать во внутрь без разрешения взрослых.

Таблетка не только «прогоняет» болезнь, но и может привести к самым печальным последствиям. А вообще, старайтесь не болеть! Гуляйте на свежем воздухе, играйте, живите и радуйтесь каждому дню!

Как заставить ребёнка пить лекарства

Многие родители пытаются силой влить в своё чадо лекарство. Подобный способ не всегда эффективен, кроха может захлебнуться водой, поперхнуться таблеткой, его может вырвать. Поэтому специалисты настаивают на положительной мотивации малыша.

Безусловно, в идеале не нужно заставлять малыша выпить необходимое ему лекарство, а гораздо эффективнее, договориться с ним. Для этого следует его успокоить, и успокоится самим.

После чего, поговорите с ребёнком. Объясните ему, что лекарства нужно пить, чтобы выздороветь. Предложите после невкусного препарата наградить его любимой сладостью.

Проявляйте хитрость, но никогда не обманывайте кроху, потому что в противном случае он не будет верить вам, даже если вы совершено искренне говорите, что эта таблетка не горькая.

Объяснить маленькому ребенку, что эта горькая таблетка или противные капли помогут выздороветь, чаще всего невозможно. Болеющий малыш концентрируется лишь на негативной эмоции настоящего момента, и даже потенциальное улучшение не способно заставить его принять лекарство. Именно поэтому не стоит тратить силы и искать разумные доводы. Данная ситуация относится к числу тех, когда стоит прибегнуть к хитрости.

Горькие таблетки следует размолоть до порошкообразного состояния и разбавить сладким ягодным сиропом или вареньем. Если вкус лекарства приемлемый, но почему-то не нравится ребенку, попробуйте незаметно развести препарат с его любимым лакомством: фруктовым пюре, джемом, сгущенным молоком, йогуртом. Если прием лекарства на самом деле важен, можно позволить малышу даже что-то условно-запретное, куда будет подмешан медикамент.

Существует отличный способ легко глотать таблетки. Нужно всего лишь запивать их из бутылки. В данном случае язык располагается во рту таким образом, что момент глотания становится более легким.

Куда обратиться за лечением?

Если страх малыша перед глотанием не проходит, невзирая на все усилия и уговоры родителей, пришло время обратится к профессионалам. Специалисты психологического подберут самый действенный метод лечения фагофобии с учетом индивидуальных особенностей маленького пациента.

Если ребенок подавился и теперь боится глотать, доверьте решение данной проблемы нашим сотрудникам! Чтобы записаться на консультацию к дипломированным психологам компании, позвоните менеджерам или заполните заявку на сайте. Мы проводим как индивидуальные, так и групповые занятия.

Дисфагия – патологический процесс, характеризующийся нарушением глотания. В литературе, этот процесс описывается как затруднения проглатывания твердой и мягкой пищи. Стоит понимать, что это не самостоятельное заболевание, а лишь следствие

. Нарушения могут встречаться как у взрослых, так и у детей, причем у последних дисфагия имеет свои особенности течения, последствий и осложнения. Каковы основные причины дисфагии, может ли она указывать на серьезные заболевания? Как диагностировать дисфагию и какое лечение предлагает современная медицина?
Оглавление:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: