Причины рассеянности ребенка и как научить ребёнка не терять вещи


Что это такое?

Дефицит внимания у детей нередко называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ). Это состояние, сопровождающееся различными отклонениями и нарушениями поведения, умственной деятельности, социальной активности. Такой термин появился относительно недавно. Употреблять его стали в конце прошлого века.

невнимательность у ребенка 8 лет как бороться лечение

Но как диагноз это состояние стали расценивать только в нынешнем веке. Сегодня СДВГ диагностируется примерно у каждого 10-15-ого ребёнка. Чаще всего проблема обнаруживается в возрасте от 4 до 9 лет (раньше поставить точный диагноз просто невозможно). Удивительно, но с каждым годом количество детей с такой проблемой увеличивается, некоторые специалисты даже говорят о своеобразной эпидемии.

Мальчики страдают СДВГ чаще девочек в 3-5 раз. У взрослых такое отклонение тоже встречается, но чаще дети перерастают его. В некоторых случаях проявления сохраняются и во взрослой жизни, но становятся не такими явными.

Всего выделяют несколько видов дефицита внимания:

  • Отдельный дефицит внимания без каких-либо прочих явных проявлений.
  • Дефицит внимания, сочетающийся с импульсивностью. Это более сложный случай.
  • Дефицит внимания и гиперактивность. Сложное состояние, которое существенно затрудняет обучение, социализацию и другие процессы.
  • Смешанный тип. Наиболее сложный вариант, такое состояние может иметь самые разнообразные проявления.

Как бороться с невнимательностью?

Наши гиперактивные невнимательные дети. Детская невнимательность, несобранность и отсутствие интереса к учебе — за ними могут стоять проблемы со здоровьем ребенка.

Тане 17 лет. Выгнать ее из школы пытались дважды, один раз чуть было не оставили на второй год. Саша к 14 годам сменил две школы. В последней четверти ему вывели три двойки. А 16-летний Денис учится в пятой по счету школе. Даниле 7 лет, он только что закончил первый класс, но учитель также требует перевести его в другую школу.

Все эти дети росли умными, веселыми, разве что были немного нервными и беспокойными. А когда пошли в школу, оказалось, что всем им при хороших умственных способностях очень трудно учиться. Они быстро уставали, постоянно отвлекались, не могли самостоятельно выполнить задания до конца.

Учителя жаловались на плохое поведение, невнимательность, неумение сосредоточиться, болтовню на уроках, небрежный почерк и грязь в тетрадях. Вызывали родителей в школу, украшали дневники гневными восклицаниями и требованиями больше стараться.

И наконец, выдвигали ультиматум: забирайте! Скоро начались единицы и двойки, на которые дети быстро перестали реагировать. И учиться тоже перестали: а зачем, если все равно двойка?

«КАКБУТО ПРОСИЛО О помощи»

Девять-десять лет назад, когда родители Тани, Саши и Дениса начали осознавать, что у детей есть какие-то непонятные проблемы с учебой, квалифицированной помощи они не нашли. И если психолога, дефектолога и невропатолога хоть с трудом, но можно было отыскать, то о нейропсихологах мамы-папы и не слышали. Между тем именно нейропсихологи могут помочь в таких случаях.

Сначала точно выяснить, какие когнитивные (познавательные) функции мозга нарушены у детей или отстают в развитии, а затем назначить коррекцию: индивидуально подобранные упражнения, помогающие развивать необходимые навыки.

Дети

— Помощь нейропсихолога особенно эффективна, когда ребенку от 5 до 9 лет, — говорит Татьяна Ахутина, доктор наук, заведующая лабораторией нейропсихологии МГУ. — В это время мозг ребенка особенно пластичен, и коррекция позволяет добиться хороших результатов.

Конечно, эффективной помощь специалистов может быть и позже, но чем старше человек, тем больше усилий и времени придется затратить.

У Тани был целый букет «трудностей»: невнимательность, девочка путала право и лево, не ориентировалась на листе бумаги, писала так:

«Вдруг он услышал стук вокно стучала синичка. Какбуто просило о помощи. Малъчикпошол на кухну и взял крошек и бросил пицы».

Нейропсихологическое тестирование, на которое она попала лишь в девятом классе, обнаружило следы нарушений фонематического слуха, зрительно-пространственных представлений, внимания. Отсюда — плохой почерк, глупые ошибки, проблемы с математикой, невнимательность.

Саша вдобавок не ставил точек в конце предложений, не признавал заглавных букв. Писать начинал с середины страницы: не видел левого поля. А ведь для того, чтобы ребенок не терялся, ему просто надо было отчеркнуть поле яркой линией. Специальные занятия помогли бы ему научиться разграничивать предложения, справиться с путаницей букв и цифр.

Но чтобы этому научить, надо понимать, в чем проблема. Взрослые не понимали. Сейчас Саша вообще не хочет ходить в школу — торчит целыми днями за компьютером. И к специалистам идти не хочет: «Отстаньте, со мной все в порядке!»

Денис тоже учиться не желает, изображает дурачка: с такого взятки гладки. Нейропсихолог, правда, уверяет, что интеллект у него нормальный. А самые большие сложности создает импульсивность парня, его невнимательность и неспособность выстроить программу своих действий: продумать, что нужно сделать, в каком порядке, выполнить намеченный план и проверить себя.

Те же проблемы есть и у Данилы, но ему повезло больше: он вовремя попал к нужным специалистам. Своевременные коррекционные занятия помогают детям плавно войти в учебный процесс, научиться справляться с проблемами. А самое главное — избежать безнадежного «лучше бы меня не было» и «ненавижу эту школу».

Мальчик в школе

ПЛОХОЙ НАЧАЛЬНИК

Высшие психические функции (к их числу относят память, внимание, ощущение, восприятие, мышление, воображение) у всех созревают неравномерно. Иногда бывает так, что какие-то функции отстают в развитии, но человек компенсирует это за счет других, более развитых. Скажем, невнимательность затрудняют обучение, зато хорошая память отчасти компенсирует возникающие трудности.

Для того чтобы человек мог воспринимать действительность, думать, делать выводы, что-то решать — словом, для того, чтобы работали его высшие психические функции, нужно, чтобы:

1) мозг был в работоспособном состоянии, в хорошем тонусе (если вы, к примеру, устали, не выспались или страдаете мигренью — голова сама «выключается»),

2) мозг мог анализировать информацию, поступающую от разных органов чувств, и 3) был способен создавать программы действий.

Сложности с обучением возникают чаще всего именно тогда, когда нарушена одна или несколько этих способностей. Например, у некоторых детей есть проблемы именно с поддержанием оптимального тонуса мозга. Они быстрее устают, начинают отвлекаться уже через 10-15 минут, у них наблюдается невнимательность.

Таким детям надо чаще давать отдых, чаще менять виды деятельности. Их обязательно надо заинтересовывать, материал подавать ярко, большое задание разделять на несколько маленьких, с которыми легко справиться.

Активный ребенок

Вторая причина школьных трудностей — это проблемы с обработкой информации, например зрительной или слуховой. Это не плохие зрение или слух, а трудности понимания и невнимательность, как следствие: что именно человек видит, слышит, какие сигналы ему подают его органы осязания…

Нарушения обработки информации приводят к появлению дислексии и дисграфии: такие дети могут путать право и лево, смешивать буквы на письме и звуки при чтении, писать буквы и цифры зеркально, делать глупейшие ошибки.

Еще одна причина проблем с учебой — это отставание в развитии функций программирования и контроля. Чтобы человеку сделать какое-либо задание, его мозг, как начальник производства, должен составить план, назначить ответственных, поручить им работу и проконтролировать ее выполнение.

Если функции неразвиты, то «начальник» не будет справляться с работой. Поэтому таких детей обязательно нужно учить составлять планы действий, записывать, рисовать, пошагово комментировать и помечать птичками то, что сделано… Со временем хорошо усвоенные действия станут автоматическими, промежуточные стадии уже не понадобятся.

Как проявляется?

Как же проявляется синдром рассеянного внимания у детей? Перечислим некоторые возможные признаки такого состояния:

  • Ребёнок не может концентрировать своё внимание на чём-то одном. Это приводит к ошибкам при выполнении как школьных заданий, так и домашних простых обязанностей.
  • Может показаться, что ребёнок не слушает вас или не понимает, о чём вы с ним разговариваете.
  • Неусидчивость, невозможность и нежелание сидеть на одном месте и долгое время заниматься каким-то одним определённым делом.
  • Трудности в соблюдении инструкций, указаний, предписаний.
  • Сложности в самоорганизации и самоконтроле.
  • Беспорядок в комнате и на рабочем месте.
  • Ребёнок быстро отвлекается.
  • Нередко наблюдается забывчивость. Но связана она не с проблемами с памятью, а именно с невозможностью концентрироваться на чём-то одном.
  • Чадо часто теряет или забывает свои вещи.
  • Кажется, что ребёнок нецелеустремлённый, но на самом деле он просто не понимает, как идти к своей цели до конца, так как не может сконцентрироваться на ней.
  • Трудности во взаимодействии со сверстниками, с учителями, с родными и близкими.
  • Проблемы с поведением. Нередко дети с синдромом рассеянного внимания непослушные, шумные, грубые, делают всё назло.
  • Тревожность.
  • Беспечность, небрежность.
  • Ребёнок постоянно крутится, не может сидеть на одном месте, дрыгает ногами и руками, встаёт с места (даже когда это запрещено), пытается залезть куда-то, что-то сломать.
  • Нередко такие дети очень болтливы, но при этом не могут поддержать разговор на одну конкретную тему.
  • На вопросы ребёнок отвечает, не дослушав их до конца.
  • Нетерпеливость. Например, стояние в очереди или ожидание – это настоящие испытания для такого ребёнка.
  • Нередко дети с синдромом дефицита внимания навязчивы и могут казаться невоспитанными.

Что делать, если ребенок рассеян и невнимателен?

Насмешливое отношение не помогает, а приносит большой вред: ребенок перестает себя уважать, теряет веру в себя, озлобляется. Надо помогать маленькому школьнику учиться, но при этом обязательно давать ему самостоятельные дела, и если ему удалась хотя бы даже самая пустячная работа, надо непременно похвалить: «Смотри-ка ты, какой молодец! Сам ведь отлично справился!»

Все родители знают, какое огромное значение имеет правильная организация быта детей (сон, питание, свежий воздух), но часто недооценивают ту роль, которую в общем физическом и моральном состоянии ребенка играет вся атмосфера жизни и быта семьи.

Несколько примеров:

1. Девочка в школе очень уж рассеянна. У нее всегда какой-то отсутствующий взгляд, она точно не слышит, что делается вокруг, невпопад отвечает на вопросы. Она стала получать плохие отметки, хотя раньше была хорошей ученицей. С ней что-то случилось.

Классная руководительница заинтересовалась ее домашним бытом и узнала, что родители расходятся. Конечно, девочка тяжело переживает этот семейный разлад, она потрясена этим страшным и таким непонятным для нее фактом. Где уж тут слушать объяснения учителя!?

Это уже не слабое внимание или болезненная рассеянность, а тяжкое горе, которое не дает покоя и лишает возможности сосредоточить мысли на учебной работе. А родители отделываются пословицей: «Перемелется — мука будет».

2. Первоклассница, которая квалифицируется как «трудный ребенок»: в классе она ни минуты не может сидеть спокойно, вертится, оглядывается, так рассеянна, что не слышит, когда к ней обращается учительница. Не успевает. Вызвали, наконец, в школу родителей. Пришел отец. Из разговора с ним все выяснилось.

Воспитание девочки зависит всецело от настроения мамы. В хорошем настроении мама ласкает и балует дочку, в плохом — придирается, бьет девочку и даже выгоняет из дому. Она лишена душевного равновесия, отсюда — нервозность и рассеянность, что легко было бы устранить при условии разумного отношения к ней матери.

Из-за чего развивается синдром рассеянного внимания?

До сих пор неизвестна природа развития такого состояния, но существует несколько предположений и теорий. Перечислим возможные причины:

  • Большинство учёных сходятся во мнении, что важную роль играет наследственный фактор. Были выявлены особые гены, которые, возможно, влияют на поведение и провоцируют некоторые проявления синдрома рассеянного влияния.
  • Ухудшение экологической ситуации. Некоторые специалисты считают, что определенные неблагоприятные условия окружающей среды могут спровоцировать развития СДВГ.
  • Родовые травмы у ребёнка и осложнения в процессе родов (черепно-мозговые травмы, асфиксия, затяжные или трудные роды) и связанные с этим проблемы и состояния.
  • Заболевания, перенесённые будущей мамой в период вынашивания и осложнения при беременности: внутриутробные инфекции, гипоксия, обвитие пуповиной, курение и употребление алкоголя женщиной в период беременности, гипертонус матки и угроза выкидыша, резус-конфликт, неправильное положение плода и так далее.
  • Черепно-мозговые травмы тоже могут оказать определённое влияние.
  • Некоторые заболевания ребёнка, такие как сердечная или лёгочная недостаточность, заболевания почек, болезни головного мозга, астма.
  • Болезни, перенесенные в первые месяцы жизни, сопровождавшиеся значительным повышением температуры (такое повышение крайне негативно сказывается на состоянии мозга ребёнка).

Диагностика

Поставить точный диагноз не так легко, ведь все перечисленные выше симптомы могут встречаться и при других патологических состояниях, заболеваниях и нарушениях. Поэтому специалист должен наблюдать за состоянием и поведением ребёнка в динамике, а также исключить другие заболевания.

невнимательность у ребенка 8 лет как бороться лечение

Особую роль играют родители, которые должны по просьбе врача точно описать особенности поведения своего чада в тех или иных ситуациях. На постановку точного и окончательного диагноза может уйти несколько месяцев.

Как избавиться от проблемы?

Стоит отметить, что в некоторых случаях дети перерастают СДВГ. Но такое возможно только при условии длительной и постоянной работы врачей, родителей и близких.

Вот какие меры может включать в себя лечение синдрома рассеянного внимания:

  1. Приём некоторых препаратов. Он необходим только в случае явных и серьёзных отклонений и нарушений. Детям могут назначаться успокоительные средства. Приём сильнодействующих препаратов в детском возрасте опасен и вреден. Любые средства должен назначать врач.
  2. Изменение образа жизни, режим. Так, если ребёнок в школе не может усидеть на месте и сильно отстаёт от своих сверстников, то есть смысл перейти на домашнее обучение. Индивидуальный подход и корректировка программы обучения позволят сделать процесс максимально комфортным для ребёнка и эффективным. Крайне важно правильно организовать режим дня. Его соблюдение поможет дисциплинировать ребёнка и приучить его к порядку.
  3. Специалист должен дать консультацию родителям и рассказать, как лучше всего организовать деятельность чада, как вести себя в тех или иных ситуациях. Во-первых, не стоит принуждать ребёнка к чему-то, это будет его только злить. Во-вторых, запаситесь терпением и не нервничайте, иначе и чадо будет нервным. В-третьих, всегда показывайте чаду, что вы любите его.
  4. В некоторых случаях требуются регулярные посещения психолога, определённые занятия и упражнения.
  5. Помочь может спорт. Он обеспечит выход энергии и позволит дисциплинировать ребёнка.

Здоровья и успехов вашему ребёнку!

Мечта любого родителя – здоровый, активный ребенок, который хорошо учится, успешно овладевает навыками игры на инструментах и рисования и всегда успевает выполнить намеченные планы. Но, к сожалению, эти мечты омрачает одна неприятная черта малыша – невнимательность.

Симптомы рассеянного внимания

Дети с СДВ отличаются гиперактивностью и подвижностью. Они не способны усидеть на месте даже некоторое время и заниматься одним и тем же делом, пусть бы оно было невероятно интересным для ребенка. Такие детишки все забывают, они неаккуратны и неуклюжи, не могут запомнить задание и тем более повторить его.

Особенно ярко рассеянность внимания проявляется в начальной школе. Такой ученик будет бесконечно вертеться за партой, мешая своим соседям и учителю и срывая урок, хотя вовсе не желает этого. Обычно умный и талантливый непоседа не может до конца проявить свои способности. Стремление к лидерству тоже не дает результатов, ведь такой ребенок плохо ладит со своими сверстниками и обычно не обретает авторитет.

Таким образом, дети с рассеянным вниманием живут в постоянной дисгармонии с собой и окружающим миром. Они нуждаются в особенном уходе родителей и учителей, в индивидуальном подходе к воспитанию и учебе.

Отсутствие внимания обычно связано нейробиологическими расстройствами, проблемами со слухом или зрением, болезнями двигательного аппарата. Поэтому нужно уметь распознать, действительно ли ребенок страдает СДВ или он просто не желает выполнять, то, что от него требуется в силу других причин, например, лени.

Причины детской невнимательности

невнимательность у ребенка 8 лет как бороться лечение

Родителям не стоит паниковать и записываться на прием к невропатологу. Для начала необходимо выяснить причины, которые привели к возникновению данной проблемы.

Гиперактивность или дефицит внимания взрослых. Таких детей не сложно заметить на игровой площадке, они ни минуты не находятся на одном месте. Вечно куда-то спешат, несутся и отвлекаются на всевозможные внешние факторы. Проблемы такого характера обнаруживаются в возрасте 3-5 лет и требуют от родителей большого терпения. Воспитание такого ребенка должно проходить под контролем медиков, педагогов и психологов.

Частые затяжные болезни. Слабое здоровье – еще одна из причин, по которой ребенок все забывает и невнимателен. Чтобы восполнить энергетический запас чада, необходимо систематически пропивать курсы витаминов для школьников.

Особенности нервной системы. Внимательные, активные и устойчивые дети с лабильным характером. Их инертные одноклассники будут более вялыми, посредственными.

Высокие нагрузки, как результат — переутомляемость. Специалисты утверждают, что интенсивная школьная программа и стремление родителей задействовать ребенка во всех кружках приводит к перегруженности. В итоге падает работоспособность и внимательность.

Отсутствие мотивации. Даже годовалый малыш будет уделять свое внимание той игрушке, которая пришлась ему по душе. При выполнении скучных, неинтересных задач внимание падает с геометрической прогрессией.

Детская невнимательность: причины и рекомендации

Итак, что означает понятие «невнимательный ребенок» и откуда берутся такие дети? Прежде чем предпринимать какие-либо действия, родителям лучше определиться, по каким причинам ваш ребенок такой рассеянный.

Основные причины «синдрома невнимательности» у детей

  1. Гиперактивность. Этот модный нынче диагноз, который ставят каждому второму, в половине случаев все же оказывается оправдан. Одна из его отличительных особенностей – невозможность сосредоточиться, сконцентрировать внимание. Гиперактивные дети очень активны и подвижны, их внимание быстро переключается, им сложно усидеть на одном месте. Родителям таких детей нужно проявлять особую терпеливость и последовательность.
  2. Ослабленный иммунитет, хронические болезни. Часто болеющие дети отличаются повышенной утомляемостью и низкой работоспособностью. Чтобы помочь такому ребенку, установите для него режим дня – чередуйте работу и отдых.
  3. Психологическое или физическое переутомление. Оно также приводит к снижению работоспособности. Главное средство — также правильный режим дня.
  4. Отсутствие интереса к предлагаемой деятельности. Лучше проводить занятия в игровой форме.

Невнимательный ребенок – это не приговор, ведь существует масса способов тренировки внимания. Предлагаем вам некоторые из них. Они хороши тем, что время их выполнения – всего лишь по 5 минут, но выполнять их нужно регулярно в течение 2-6 месяцев.

Упражнения на внимательность

  1. воспроизведение геометрического узора или орнамента (мозаика, паззлы, игры по методике Никитиных);
  2. одновременное выполнение двух занятий: можете попросить ребенка, например, лепить и слушать музыку, рисовать и слушать сказку;
  3. находить и вычеркивать из текста заданные буквы (первое время просите ребенка вычеркивать одну букву, потом – две и т.д.);
  4. в течение 10-15 сек. увидеть и запомнить все предметы красного цвета (либо круглые, либо деревянные…);
  5. для диагностики внимательности можно использовать тест Мюнстерберга. Он заключается в том, что среди набора букв требуется найти слова. Например: лфртонвниманиеношлватсич. Невнимательный ребенок справится с этим заданием далеко не сразу!;
  6. попросите ребенка запомнить ряд предметов за короткое время. Потом увеличивайте количество предметов, уменьшайте время выполнения задания;
  7. выстраивание сюжета – ребенку дают картинки, на которых изображена логическая цепочка действий (например, девочка идет по мосту, роняет мяч в реку, плачет) , но картинки перемешаны. Требуется выстроить по картинкам связный рассказ;
  8. игра «Съедобное-несъедобное». Эту игру многие из нас помнят с детства! Бросайте ребенку мяч, называя при этом различные предметы. Если предмет несъедобен, мяч нужно бросить обратно, а если съедобен – поймать. Невнимательный ребенок становится ведущим;
  9. игра «Полетушки». В нее можно играть даже с малышами. Дети ставят пальцы на стол, ведущий говорит: «Совы полетели?» или «Жирафы полетели?» Если названные животные летают, дети должны поднять пальцы вверх, а если не летают – опустить руки под стол;
  10. игра «Сад-огород». Ведущий предлагает засадить огород, а затем говорит: «Капуста нужна?» Дети отвечают: «Нужна». Ведущий перечисляет овощные растения, иногда называя фруктовые. «Засадив огород», ведущий предлагает «засадить сад». Теперь нужно перечислять фрукты, употребляя названия овощей. Те из детей, кто ошибся, становятся ведущими.

В любом случае, работая с детской невнимательностью, наберитесь терпения – это длительный процесс, приносящий свои плоды только через какое-то время, и все же такие занятия никогда не проходят даром и положительно сказываются на развитии вашего ребенка.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Почему ребенок плачет

Что нужно знать при разводе

Первый коллектив малыша

Кризис отношений или как сохранить семью

Признаки невнимательности малыша

невнимательность у ребенка 8 лет как бороться лечение

Рассеянность и отсутствие концентрации у ребенка может проявляться в следующем:

  1. Быстрое поверхностное выполнение поставленных задач, в особенности школьных заданий.
  2. Медлительность.
  3. Мечтательность.
  4. Быстрая утомляемость даже от небольшого объема работы.
  5. Большое количество ошибок при выполнении несложных заданий.
  6. Отсутствие внимательности и сосредоточенности в процессе работы.

Поиск решения проблемы

невнимательность у ребенка 8 лет как бороться лечение

Если ребенок невнимательный, что делать? Главное — не горячиться и не ставить сложных диагнозов. Об этом должны помнить все родители. Специалисты в области педиатрии рекомендуют тренировать произвольное внимание с грудного возраста. В помощь мамам и папам широкий ассортимент развивающих игрушек в детских магазинах. Динамические атрибуты улучшат внимание малышей до года.

Если проблемы с расстройством внимания появились в более взрослом возрасте, например, когда чадо пошло в садик или школу, необходимо заняться поиском основных причин невнимательности. Педагоги рекомендуют максимально оптимизировать рабочее пространство ребенка – выделить в доме отдельное тихое место, где он сможет сосредоточиться и подготовить домашнее задание.

Забывчивость, рассеянность, невнимательность – очень частые характеристики ребенка дошкольного или младшего школьного возраста. С этой проблемой столкнулась и я – сын постоянно что-то теряет или забывает. То форму на тренировку забудет, то машинку любимую потеряет. Дошло до того, что на футбол он пришел с одним кроссовком… Самое время браться за голову и думать, как решить эту проблему.

Что говорят психологи?

Рассеянность и забывчивость у детей несут в себе те же причины, что и у взрослых. Если сказать другими словами, то это такие же индивидуальные характеристики, как комплекция ребенка, его рост, характер. Однако это совсем не означает, что на детскую невнимательность не нужно обращать внимание. До 10-ти лет минимум с симптомами детской рассеянности нужно активно бороться. Дети дошкольного возраста еще не совсем понимают, что вещь, оставленная где-то, может не вернуться к нему. Маленькие дети очень легко переключают свое внимание с одного занятия на другое, и вещи в такой ситуации для него маловажны. Его интересует только то, что важно в данный момент.

Как решить проблему?

Наказания в такой ситуации не помогут. В первую очередь с ребенком нужно поговорить и объяснить, какие последствия последуют за его рассеянностью. Ребенок должен понимать, что ответственность за свои вещи несет он сам, а не воспитатели, учителя и родители. Также, крайне важен личный пример родителей. Ведь понятно, что дети всегда подражают взрослым. Поэтому, научить ребенка складывать все вещи на место, если у самих у вас в шкафу полный хаос – вряд ли получиться. Помните замечательную фразу «Не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя».

Так что же делать с рассеянным ребёнком?

Внимание нужно начинать тренировать с раннего возраста. В этом вам помогут разнообразие детских игрушек, направленных на развитие внимания.

Идеальный вариант – это настольные игры, например, паззлы, мозаика. Ведь так интересно, когда из ничего возникает целая картинка.

Если ваш ребенок уже школьник, обратите внимание на организацию рабочей обстановки. Все вокруг должно настраивать ребенка на рабочий процесс. Если ребенок невнимательный во время уроков в школе, попросите учителя пересадить его ближе к доске, тогда будет больше шансов, что он сосредоточиться и не будет отвлекаться.

Тренируем память. Прочитали сказку? Обсудите с ее ребенком. Что он запомнил? Что ему больше всего понравилось? Это же касается просмотра мультфильмов или художественных фильмов. Развиваем самостоятельность. Давайте ребенку возможность самостоятельно делать ту или иную вещь. Даже если у него что-то не получилось, не спешите исправлять, пускай найдет и исправит ошибку сам. И обязательно похвалите, когда результат будет достигнут.

Подводя итог, можно сказать, что не стоит слишком переживать из-за рассеянности своего ребенка. Реагируйте спокойно на забытые или потерянные вещи. Ведь, если подумать, то забывчивость может принести пользу в развитии ребенка. Со временем он научиться разделять вещи на важные для себя, и не очень важные. Просто в детстве у детей приоритеты не совпадают с нашими. А держать все в памяти не в состоянии не один взрослый человек, что уже говорить про ребенка?

Источник: https://mamaclub.ua/vozrastnaja-psihologija/material/kak_borotsya_s_detskoy_rasseyannostyu-8176.html

Невнимательность на уроке

Развитие памяти и внимания – прямой путь к пятеркам. Основная причина рассеянности младшеклассника – недостаточное участие родителей в образовательном процессе или полное его отсутствие. Чтобы максимально развить внимательность ребенка, нужно заниматься с ним с первого дня школы, включая каникулы. В первую очередь, необходимо выяснить, что подразумевают под понятием «невнимательность» учителя и родители. Во вторую — проследить, как проявляется рассеянность у ребенка.

Нередки случаи, когда школьник невнимателен на конкретной дисциплине. Значит, предмет ему не интересен или учителю не удается заинтересовать ребят. Если же рассредоточенность сохраняется и дома, вероятно, малыша что-то беспокоит.

Как помочь ребенку стать внимательнее?

В стремлении помочь ребенку взрослым необходимо руководствоваться всего одним правилом – нужно воспитывать не малыша, а себя. Эта работа непростая, отнимает много сил и времени, но результат будет просто ошеломительным! По большому счету, от родителей требуется не так много:

  1. Обратиться к специалистам в сфере психологии и неврологии. Не исключено, что невнимательным ребенок стал по медицинским причинам. Чем раньше будет известна реальная причина, тем более быстрыми и эффективными будут меры по корректировке детского поведения.

    невнимательность у ребенка 8 лет как бороться лечение

  2. Оказывать помощь в обучающем процессе ребенка. Не стоит выполнять все задания за него, но и оставлять с проблемами один на один не рекомендуется. Родители всегда должны быть рядом и хвалить даже за малейшие успехи. Так ребенок обретет уверенность в себе. Немаловажно выработать у него привычку самостоятельно перепроверять выполненные задания. Отсутствуют ошибки по невнимательности? Вручите символический презент!
  3. Разработать рациональный режим дня. Каждый родитель стремится воспитать из своего чада всесторонне развитого гения, обременяя маленький организм невыполнимыми физическими и психологическими нагрузками. Такое рвение может существенно навредить ребенку. Мамы и папы рискуют не смочь воспитать даже обычного, не испытывающего проблем с вниманием малыша.
  4. Почему ребенок рассеянный и невнимательный? Возможно, старшие не позаботились об организации правильной рабочей обстановки подопечного. Письменный стол должен быть комфортным, на время выполнения работы в помещении должна быть тишина, а родители должны с уважением относиться к занятию своего чада.
  5. Контроль питания. Нездоровая, тяжелая для желудка пища утомляет, избыточное ее количество вызывает рассеянность и апатию. Рацион питания должен включать витамины для школьника, достаточное количество диетического мяса, свежие овощи и фрукты.
  6. Мотивировать, научить выделять важные дела и отводить на задний план второстепенные. Каждый ребенок предпочтет урокам игры на компьютере. Необходимо дать понять маленькому члену семьи, что без знаний можно лишиться компьютера, т. к. технический прогресс требует от человека образованности и эрудированности.
  7. Каждое начатое дело должно быть доведено до конца. Девиз «И так сойдет» должен быть в вашей семье под запретом. Это правило распространяется не только на младшее поколение, но и на старшее.

Важно понимать, что все приложенные усилия в борьбе с невнимательностью ребенка будет сведены на нет без ежедневных занятий и упражнений. Они просты, доступны, не требуют особых временных и эмоциональных затрат. Взамен они обеспечат занимательное времяпрепровождение и отличное настроение.

Почему нужно лечить нарушение концентрации внимания у детей?

Неусидчивость и рассеянность – огромная проблема для ребенка: учебный материал не усваивается, выполнение домашних заданий превращается в наказание, прогулки заканчиваются потерей вещей, важная информация всегда проходит мимо ушей малыша, а в опасных ситуациях рассеянность ведет к травмам и угрозе жизни.

Конечно, все это сказывается и на родителях: волнение за малыша, раздражение из-за того, что ребенок не воспринимает наставления, почти круглосуточное напряжение из-за того, что нельзя отвести взгляд, необходимость постоянно заниматься с ребенком, чтобы у него не оставалось свободной энергии на саморазрушение и разрушение окружающих предметов, расстройство из-за ежедневных материальных утрат.

Все это значительно осложняет жизнь и побуждает прибегать к помощи специалистов. А опыт эффективной работы с детьми разных возрастов и эффективные методики лечения есть далеко не во всех клиниках. Именно поэтому люди обращаются в хорошо зарекомендовавший себя в России частный центр реабилитации Экзарта.

«Не собьюсь» — упражнение на развитие внимания

невнимательность у ребенка 8 лет как бороться лечение

Несложная техника направлена на развитие сосредоточенности и устранение расстройства распределения внимания у детей. Ребенку предлагается сосчитать до 31, произнося каждую цифру вслух. При этом цифры, которые содержат тройку или кратны этому числу, называться не должны. Вместо них школьник должен сказать «не собьюсь». Например: 1, 2, «не собьюсь», 4, 5, «не собьюсь», 7, 8, «не собьюсь» и далее до 31.

«Буква под запретом»

Типичное задание на внимательность. Взрослый называет букву, которая не должна употребляться в слове. Ребенку задают простой вопрос, например, как зовут учительницу, какой сегодня день недели и т. д. Он должен не задумываясь дать ответ, исключив из фразы запрещенную букву. Например, запрещенная буква «н», на вопрос о том, какой сегодня месяц года (ноябрь), чадо должно ответить «оябрь».

Суть упражнения заключается в простоте. Не стоит задавать слишком сложные вопросы, школьник должен отвечать не задумываясь и не мешкая. Если был дан неверный ответ, партнеры меняются ролями – ребенок становится ведущим и задает свои вопросы.

Какие методы можно применить

Не стоит ругать кроху, если он что-то забыл. Это равносильно тому, что вы будете бранить его за форму носа или цвет волос. Он такой, какой есть. И если не исправить сейчас некоторые моменты, то во взрослой жизни ему будет тяжело находиться в социуме.

Не опекайте его слишком рьяно, не делайте его обязанности, лучше оставьте записку и не трезвоньте каждые пять минут.

Введите правило вести ежедневник. Установите время, когда ваше чадо будет записывать туда список дел на следующий день.

Спрашивайте его время от времени о подготовке уроков, о посещении кружков, о выполнении домашних обязательств. Только не включайте строгую училку, а по-дружески, в обычном тоне. То есть направляйте его внимание в нужное вам русло.

Попробуйте увлечь ребенка самым простым способом — посредством игры. Поверьте, своих главных героев он не забудет никогда. Например, есть отличная развивающая бродилка Ударный отряд котят. Ознакомиться с ней можно по этой ссылке: https://igrofresh.ru/igry-udarnyj-otryad-kotyat. Такое развлечение улучшит кратковременную память, сконцентрирует внимание на деталях и позволит малышу логически мыслить, ведь каждое действие персонажа ведет к определенным последствиям.

«Наблюдательность»

невнимательность у ребенка 8 лет как бороться лечение

С этим упражнением невнимательный ребенок сможет развить зрительное внимание. Мама или папа должны предложить ему вспомнить объекты, с которыми он встречался много раз. Вариантов масса – бабушкина квартира, дорога в школу, расположение аттракционов на детской площадке. Описывать необходимо максимально детально, уделяя внимание даже несущественным мелочам.

Игра может быть командной. Например, один из детей выступает в роли ответчика, а другие подсказывают ему или дополняют ответ.

Развивающая игра на внимание «Ладошки»

Описываемое задание на внимательность отлично подойдет малышам с нарушениями устойчивости концентрации. Несколько игроков (чем больше, тем интереснее) садятся в круг и укладывают ладошки на колени соседям. Правая рука каждого участника должна лежать на левом колене соседа справа, а левая – на правом колене соседа слева. По команде взрослого (можно включать быструю заводную музыку) следует приподнимать ладоши по очереди, образуя плавную волну. Ребята, которые поднимают руки не вовремя, исключаются из круга игроков. Победу одержит тот, чья ладошка останется в игре последней.

«Летает – не летает»

Развивающая внимание игра для детей, направленная на тренировку произвольного его переключения. Участники садятся в полукруг. Ведущий, учитель или родитель начинает перечислять предметы. Если произнесенный объект летает, дети должны поднять руки над головой, в противном случае они должны сидеть неподвижно.

Как только ребята входят во вкус, главный может начинать хитрить, поднимая вверх свою руку на нелетающий предмет. Ввиду действия силы подражания руки некоторых участников будут подниматься интуитивно.

Задача каждого ребенка-участника – поднимать руки обдуманно, не обращая внимания на действия соседей и ведущего.

Загадки на развитие внимания

невнимательность у ребенка 8 лет как бороться лечение

Загадки на внимательность помогут в игровой форме повысить сообразительность и способность к концентрации ребенка.

Загадка № 1. Сундук лежит на дне океана. В нем имеется все, кроме одного. О чем идет речь?

Ответ: пустота.

Загадка № 2. Самолет летит из Берлина в Нью-Мексико. Ты – его штурман. Будет одна пересадка в Париже. Какая у штурмана фамилия?

Ответ: фамилия ответчика.

Загадка № 3. Ты закрыт в темной комнате, в руках коробок с одной спичкой внутри. В углу стоит керосиновая лампа, на столе газовая плита, в стакане – свечка. Какой предмет придется зажечь первым?

Ответ: Спичку. Отличная загадка на внимательность и способность найти наиболее простое решение проблемы.

Загадка № 4. Сколько горошинок черного перца войдут в один стеклянный стакан?

Ответ: Ни одной, горошинки не ходят.

Загадка № 5. Начался проливной дождь, пришлось раскрыть зонт. Под каким зонтом я стою?

Ответ: Под мокрым. Задачка на простую логику.

Загадка № 6. Двое мужчин идут по направлению друг к другу. Они абсолютно одинаковы по возрасту, росту и т. д. Кто из мужчин первым поздоровается?

Ответ: Самый вежливый.

Загадка № 7. Семь сестер проживают на даче, никто не сидит без дела. Первая девушка смотрит телевизор, вторая готовит ужин, третья разгадывает кроссворд, четвертая играет в шахматы, пятая ухаживает за растениями, шестая стирает одежду. Чем занимается седьмая сестра?

Ответ: играет в шахматы (это парная игра, поэтому четвертая вряд ли будет играть в одиночестве).

Из-за чего подросток становится невнимательным?

Подростковый возраст имеет свои особенности, которые иногда очень ярко проявляются. Один из частых его симптомов – это невнимательность и рассеянность. В медицине существует такой специальный диагноз как невнимательность – это нарушение процесса сосредоточения на одном предмете, объекте, вызванное неврозом или другим психическим расстройством. Если говорить о подростах, то не стоит утверждать, что они все больны. В их случае рассеянность и нарушения внимания могут быть вызваны совсем другими факторами.

Ученые утверждают, что главная причина этой патологии в подростковом возрасте – это особенности роста и развития головного мозга. Речь идет о том, что внешние изменения наступают раньше, чем физиологические изменения в мозгу. Поэтому взрослая нагрузка, которая попадает на главный орган, не может полностью проанализироваться, часть ее теряется.

Кроме того, на внимание подростка могут влиять и другие причины, связанные с внешним и внутренним влиянием:

  • Психическая нагрузка на подростка. В этот период человек получает массу новой информации, которую головной мозг просто не в состоянии переварить, поэтому его центры своевольно закрываются, возникает, так называемая, защитная реакция.
  • Изменения приоритетов. Для подростов характерно становление своего собственного «Я», лидерство и образование собственной компании. Большое количество внимания уходит в этот период на любовные отношения, которые характеризуется повышенной эмоциональностью. На фоне яркой эмоциональной жизни, такие качества как внимательность, рассудительность, ответственность уходят на второй план.
  • Нерациональное питание. Для нормальной работы головного мозга необходимо большое количество витаминов, минералов и полезных веществ. Такого же рациона требуют и другие системы органов, что активно растут и изменяются в подростковом возрасте. Если подросток не получает их необходимое количество, страдает память, и, как следствие, понижается уровень внимательности.
  • Отсутствие режима. Ребенок должен быть приучен к точному режиму, тогда его организм легче справляется со всеми задачами. Так, например, ежедневно он должен выполнять некий объем посильных работ, тогда легче проходит адаптация. И новые нагрузки не приносят сильного эмоционального потрясения.
  • Полноценный сон. Подростки могут всю ночь не спать, гулять в игры, говорить по телефону, читать и т.д., а на утро они невыспавшиеся. Конечно же, не стоит сильно надеяться на их внимательность. Полноценный сон нужен всем без исключения для восстановления своих сил и активной трудоспособности.
  • Непосильные нагрузки. К ним относятся как физические, так и моральные задачи. Если подросток всегда будет чем-то занят, его память и внимание не улучшатся, а наоборот – вызовут сильное переутомление и полный упадок сил.
  • Шизофрения и другие психические отклонения. Это очень серьезный фактор, который, под влиянием гормонального всплеска, может проявиться в подростковом возрасте. Такие заболевания вызывают хроническую невнимательность, рассеянность и другие серьезные отклонения.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: