Перинатальная энцефалопатия у новорожденных: последствия во взрослой жизни

Что такое и как лечить ПЭП (перинатальная энцефалопатия)

  • Перинатальная энцефалопатия: что это такое
  • Почему развивается заболевание? По этиологии
  • По периоду болезни
  • По степени тяжести
  • По уровню поражения НС
  • Как распознать перинатальную энцефалопатию: основные симптомы
      Легкая форма
  • Средняя
  • Тяжелая форма
  • Как проходит диагностика
  • Как лечится перинатальная энцефалопатия?
      Легкие формы
  • Выраженные нарушения
  • Возможные последствия болезни
  • Поставили диагноз ПЭП. Стоит ли волноваться?
  • Отзывы пользователей сети
  • Перинатальная энцефалопатия: что это такое

    Сам по себе термин «энцефалопатия» не является точным диагнозом, но обобщает ряд заболеваний головного мозга, сопровождающихся патологиями центральной нервной системы.

    Приставка «перинатальная» означает, что заболевание характерно для новорождённых, а причины его возникновения связаны с периодом до родов (с 28-ой недели), во время них и в первую неделю жизни малыша.

    Знаете ли вы? Новорождённые детки плачут без слёз, так как их слёзные железы ещё закупорены. Во время плача малыши повторяют интонации мамы, подслушанные во время пребывания в утробе.

    Поставили диагноз ПЭП. Что делать?

    Прежде всего, прекратить панику и внимательно перечитать статью. Главная мысль – перинатальная энцефалопатия успешно поддаётся корректировке. Во многих случаях она излечивается.

    Врач и малыш: лечение ПЭП

    Первое, что нужно сделать – обратиться к хорошему неврологу и пройти полное обследование, которое выявит механизм и причину возникновения ПЭП у ребёнка. Не стоит отвергать факт заболевания.

    Далее следует самостоятельно изучить особенности этой патологии, чтобы ориентироваться во всех процедурах, которые ждут ребёнка в процессе лечения. Придерживаться составленного врачом режима питания, сна, лечения.

    Стоит завязать знакомство с родителями детей с такими же проблемами, делиться опытом и оказывать (а также получать) поддержку.

    Следовать всем рекомендациям врачей, стучаться во все двери по очереди и пробовать все поддающиеся здравому смыслу способы помощи ребёнку. Переживать этот период вместе с малышом, поддерживать его и всячески показывать, что он любим и нужен.

    Регулярно проходить контрольные обследования. Вести дневник здоровья ребёнка, в котором ежедневно отмечать возникающие симптомы, проведённую терапию и реакцию на лечение. Это поможет родителям правильно организовать уход, а врачу – контролировать динамику здоровья ребёнка.

    Посещать психотерапевта и/или медицинского психолога для психокоррекционной работы. Не ограничивать социальные контакты ребёнка, а способствовать их появлению.

    Главное – помнить, что ПЭП – не приговор.

    Рекомендуем к просмотру: Программа с участием детского невролога

    Советуем почитать: Клещевой энцефалит у детей – это нужно знать всем родителям!

    Автор

    Mama66.ru

    Редакция портала Mama66.ru

    Все статьи автора

    Мне нравится!

    Почему развивается заболевание?

    Причинами заболевания могут быть различные неблагоприятные внешние факторы, состояние здоровья беременной или родовые осложнения.

    Видео: что такое энцефалопатия

    Самыми распространёнными причинами считают:

    • острые и хронические инфекции будущей мамы;
    • наследственные заболевания;
    • недостаток питания и плохой обмен веществ беременной;
    • тяжёлые токсикозы и угроза выкидыша;
    • ранняя беременность;
    • воздействие окружающей среды (токсическое, загрязнённая атмосфера, злоупотребление медикаментами);
    • недостаток кислорода у плода;
    • слишком слабая или наоборот стремительная родовая деятельность;
    • травмы во время родов;
    • недоношенность и слабость плода.

    Беременным очень важно следить за своим здоровьем, так как организм будущей мамы работает за двоих. Беременной нужно: придерживаться режима дня, высыпаться, гулять на свежем воздухе, заниматься спортом (йогой, плаваньем, гимнастикой, акваэробикой или фитнесом) и конечно же правильно питаться.

    Причины развития заболевания

    Нервной системе плода пока он находится в утробе матери, угрожает многое. Беременная должна воздерживаться от стресса, переживаний, вести размеренный и спокойный образ жизни, правильно питаться. Точная причина развития перинатальной энцефалопатии неизвестна. Болезнь развивается под влиянием одного или нескольких из перечисленных факторов:

    • хронические заболевания, обострившиеся в период беременности;
    • острые инфекции у беременной женщины;
    • возраст беременной (риск повышается, если женщина рожает после 35 или до 18 лет);
    • неправильное питание беременной;
    • токсикоз;
    • угроза выкидыша, ранее наблюдавшиеся замершие беременности;
    • рождение недоношенного малыша;
    • употребление женщиной алкоголя, курение во время беременности;
    • прием опасных лекарственных препаратов;
    • родовые травмы, сложные роды;
    • генетические патологии;
    • неблагоприятная окружающая среда, в которой живет беременная.

    Интересное: Препараты, улучшающие кровообращение головного мозга
    Риск развития перинатальной энцефалопатии повышается при обнаружении внутриутробной гипоксии, пороке сердца, сахарном диабете, пиелонефрите, бронхиальной астме, гипертонии. Физические особенности строения таза беременной также служат причиной возникновения перинатальной энцефалопатии.

    Развитие заболевания у новорожденных происходит по причине:

    • расстройства дыхания;
    • врожденного порока сердца;
    • сепсиса;
    • травмы черепа, полученной при родах.

    Опытный гинеколог способен обнаружить признаки заболевания уже на ранней стадии.

    Основные виды перинатальной энцефалопатии

    Для постановки более точного диагноза и, принятия адекватных мер по лечению болезнь дополнительно классифицируют по группам.

    По этиологии

    По причинам и условиям происхождения энцефалопатию разделяют на несколько видов.

    Билирубиновая возникает по нескольким причинам:

    • конфликт резус-фактора матери и ребёнка;
    • желтушка при недоношенности плода;
    • наличие сахарного диабета у мамы;
    • родовые травмы;
    • сепсис у новорождённого.

    Билирубиновая

    Ознакомьтесь с особенностями диагностики, развития и питания недоношенных детей.

    Гипоксически-ишемическая, то есть недостаток кислорода и кровообращения у плода. Возможные причины:

    • обвитие плода пуповиной;
    • преждевременная отслойка плаценты;
    • преждевременное отхождение околоплодных вод;
    • сердечные заболевания и дефицит железа у мамы;
    • тазовое предлежание при родовой деятельности;
    • многоплодная беременность.

    Травматическая развивается из-за причинённых ребёнком травм во время родов.

    Токсико-метаболическая возникает из-за вредных привычек матери, применения запрещённых медикаментов.

    Инфекционная — воспалительные процессы инфекционного характера в материнском организме.

    По периоду болезни

    По периодам, то есть по длительности наблюдения различных симптомов ПЭП разделяют на 3 основных группы:

    1. Острый период длится до 1-месячного возраста малыша.
    2. Подострый — до возраста 3-4 месяцев.
    3. Поздний восстановительный период может длиться от 4 месяцев до 2 лет у недоношенных деток и до года у родившихся в срок.

    По периоду болезни

    Рекомендуем вам ознакомиться с календарем развития ребенка в , , , , , , , , , , 11 месяцев и в 1 год.

    По степени тяжести

    По степени тяжести и выраженности симптомов энцефалопатию различают на 3 степени:

    1. Лёгкая.
    2. Средняя
    3. Тяжёлая.

    По уровню поражения НС

    В зависимости от тяжести заболевания возникают поражения следующих элементов нервной системы:

    • оболочки мозга (выполняет защитную функцию и отвечает за кровоток);
    • ликворопроводящие пути (система нервных волокон подающих в мозг импульсы от всего организма);
    • кора головного мозга (отвечает за зрение, слух, осязание, мышление, речь, обоняние, вкус);
    • подкорковые структуры (регулируют работу сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной системы, отвечают за сон и бодрствование);
    • ствол мозга (контролирует основные рефлексы и органы чувств, а также кровообращение и дыхание);
    • мозжечок (основная функция — координация движений).

    По уровню поражения НС

    Знаете ли вы? В отличие от взрослых, младенцы до 9 месяцев могут одновременно глотать и дышать. Кстати такая особенность есть и у животных.

    Лечение энцефалопатии остеопатическими методами

    Хороший врач-остеопат способен диагностировать ранние симптомы заболевания и составить полную картину его течения. Это дает возможность назначить грамотное лечение, способствующее адаптации организма к новым условиям, запуску и стимуляции его функций саморегулирования.

    Воздействия остеопата — в зависимости от течения и сложности заболевания — направляются, в первую очередь, на пораженные участки тела, чтобы снять болевые ощущения и спазмы, образующиеся в результате неправильного развития и нарушений в системе кровообращения. Параллельно с этим специалист осуществляет комплекс процедур с целью нормализации работы мозга. Обычно для этого применяются различные техники мышечно-энергетического воздействия, которые позволяют мануальным путем восстановить равновесие натяжения внутричерепных оболочек. Это способствует восстановлению микропульсаций костей черепа и самого мозга, нормализации кровообращения.

    После нормализации мозговой деятельности организм получает мощный стимул к саморегуляции и избавлению от энцефалопатии. Дальнейшие действия остеопата заключаются в том, чтобы помочь телу малыша справиться с болезнью. Для этого применяется мануальная терапия, массаж, лечебная физкультура и другие методики, которые, по мнению специалиста, смогут помочь скорейшему выздоровлению.

    Как показывает практика, перинатальная энцефалопатия у новорожденных излечивается полностью в 30% случаев — при раннем обнаружении и грамотном лечении. Еще примерно в 20–30% — обычно при тяжелых и среднетяжелых случаях течения — новорожденные излечиваются не полностью. Какие-то симптомы при этом остаются, но зачастую часть из них удается скорректировать комплексной терапией, включающей как ЛФК, остеопатию, массажные техники, так и особое воспитание, обучение и т.д.

    К сожалению, во многих случаях, когда перинатальная энцефалопатия проявляется в форме серьезного поражения клеток коры головного мозга, избавиться от заболевания невозможно. Причина в гибели клеток мозга и нарушении нейронных связей, которые не могут быть восстановлены из-за недостатка или отсутствия физических носителей в мозге ребенка. Даже в этих случаях остеопатия может помочь снять некоторые неврологические симптомы, но полное восстановление мозговой деятельности оказывается невозможным.

    Важно, чтобы возможная энцефалопатия новорожденных диагностировалась на самых ранних стадиях развития — в первые месяцы жизни ребенка. Чтобы поспособствовать этому, рекомендуется посетить остеопата на 3 месяце жизни, для проведения полного обследования. Специалист назначит необходимые анализы и проведет самостоятельные осмотр, что в комплексе позволит обнаружить симптомы и выявить возможное наличие заболевания.

    Нередко при обнаружении ПЭП врачи-педиатры советуют начинать медикаментозное лечение. Причем делать это необходимо с раннего младенческого возраста. Каждый родитель должен осознавать, что такой подход далеко не всегда действенен и способен скорее навредить ребенку. Дело в том, что организм новорожденного достаточно слаб, но при этом сбалансирован и способен к адаптации и саморегуляции. Воздействие на него сильнодействующих лекарств приводит к необратимым изменениям, которые даже остеопат не сможет нейтрализовать. Поэтому, если у ребенка диагностирована перинатальная энцефалопатия или имеются серьезные подозрения на ее наличие, рекомендуется пройти обследование также и у остеопата. Остеопатические техники более тонкие и деликатные, а потому — эффективные. Они точечно воздействуют на участки тела и мозга, нервную систему ребенка, приводя ее в нормальное состояние.

    Как распознать перинатальную энцефалопатию: основные симптомы

    Наблюдая за малышом, родители сами могут заметить несоответствующие норме поведения симптомы, например, частые вздрагивания без причины, рвота не связанная с приёмом пищи, беспричинный плач и так далее.

    По визуальному осмотру и на основании сведений полученных от родителей врач может сделать первичные выводы о тяжести заболевания.

    Легкая форма

    В лёгкой форме наблюдаются такие симптомы:

    • общее беспокойство;
    • тремор конечностей;
    • нарушения сна;
    • рвотный рефлекс;
    • спонтанная активность двигательного аппарата;
    • сходящееся косоглазие;
    • частый плач.

    Легкая форма

    Читайте о причинах плохого сна ребенка днем и ночью, а также почему запотевает голова во сне.

    После проведения диагностических исследований наблюдается нарушение мозгового кровообращения, повышенное давление спинномозговой жидкости.

    Средняя

    Средняя форма характеризуется такими проявлениями:

    • нарушение основных рефлексов (двигательного, защитного, глотательного, сосательного и т. д.);
    • судорожные рефлексы;
    • нарушение сна;
    • изменение формы родничка;
    • косоглазие и непроизвольные движения глазного яблока, микрокровоизлияния глазного дна;
    • проявляется асимметрия носогубных складок;
    • возможны расхождения черепных швов и гидроцефалия.

    Средняя

    Тяжелая форма

    Основные симптомы тяжёлой формы:

    • общая вялость, слабые или отсутствующие движения;
    • слабый или отсутствующий крик;
    • сниженная реакция зрачков на световой раздражитель, их резкое сужение или расширение без видимой причины;
    • нарушение дыхания и частоты сердечного ритма;
    • поражения нервов лица;
    • отсутствующие глотательный и сосательный рефлексы;
    • отсутствие чувствительности к боли;
    • судороги.

    Тяжелая форма

    Что такое ПЭП и ММД и как помочь детям с таким диагнозом?

    См. раздел

    Материалы для студентов и педагогов-дефектологов

    Наиболее распространёнными неврологическими диагнозами уже не первый десяток лет являются ПЭП, ММД, СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Они стоят в медицинских картах практически всех детей. К сожалению, врачи не часто снисходят до пояснения непонятных аббревиатур. Как следствие этого родители порой и не знают про диагноз своего малыша и тем более не знают, что с этим делать. Если терминологию не пояснил врач, то расшифровывать диагнозы приходиться дефектологу. Высокопрофессиональный специалист уже на первой консультации спросит родителей о том, как протекали беременность и роды, какие записи делал в карте ребёнка невролог, как проходили этапы раннего развития.

    ПЭП

    – перинатальная энцефалопатия, поражение нервной системы, ведущее значение в возникновении которой играет гипоксия (кислородное голодание) плода. Одним из самых грозных осложнений ПЭП является детский церебральный паралич (ДЦП). Если ПЭП не лечить, то к 2-3 годам он плавно перейдёт в ММД.

    ММД

    – минимальная мозговая дисфункция, нарушение функции ЦНС вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Возникает главным образом в результате кислородного голодания плода во внутриутробном периоде (гипоксия) и в процессе родов (асфиксия), а так же в результате родовой травмы. Этот диагноз может быть записан и как МЦД (минимальная церебральная дисфункция). Наиболее частое проявление ММД – это гипердинамический синдром (синдром двигательной расторможенности). Родителям достаточно сложно связать эти диагнозы с вялостью или что чаще, с возбудимостью ребёнка. Малыш много кричит, при крике у него дрожит подбородок, он часто срыгивает, реагирует на ухудшение погоды. Ко всему этому у него вздувается животик, никак не налаживается стул (частый или, напротив, имеется склонность к запорам). Ребёнок плаксив, легко возбуждается и трудно успокаивается, нарушен сон, запрокидывает головку, повышен тонус, страдает от внутричерепного давлении и т.д. и т.п. В дальнейшем, по мере взросления малыша, у него может наблюдаться отставание в речевом развитии, расторможенность, неусидчивость, непослушание. Всё это предстоит выяснить дефектологу, когда он начинает работать с ребёнком. Подчас какие-то вещи родитель забыл или никогда не придавал им значения. А ведь многих проблем можно было бы избежать, отнесись родители к проблеме так, как она того заслуживает – достаточно серьезно. Названные диагнозы в карте ребёнка – это не сигнал к панике, а сигнал к действию.

    Прежде всего, задача дефектолога убедить родителей в необходимости проконсультироваться с невропатологом. Если врач не назначил никакого лечения, сказав, что всё пройдёт само собой с возрастом, то нужно искать другого врача. Может быть и пройдёт, но не у всех, а лишь у части детей. А остальным придётся нести этот груз по жизни.

    Если у ребёнка стоит диагноз ПЭП, ММД, то необходим курс лечения, какой это зависит от возраста и конкретного случая. Не надо бояться препаратов, которые назначает врач, даже если эти таблетки пьёт пожилой человек от склероза, человек, страдающий вегетососудистой дистанией, шизофренией или алкоголизмом. Они нуждаются в улучшении мозгового кровообращения, так же как и ребёнок с диагнозом ПЭП. Помимо медикаментозного лечения малышу необходим массаж, лечебная физкультура, физиотерапия, а в последствии, если понадобиться, занятия с логопедом, нейропсихологом, дефектологом. Задача специалиста убедить родителей, что невропатолог – не враг, а лучший друг семьи и что лечение очень нужно и важно для ребёнка. Если не лечить эти вещи, то возрастом мы столкнемся с сердечнососудистыми заболеваниями, мигренями, ранними инсультами и инфарктами. Чем раньше начинается квалифицированное лечение, тем лучше будет результат. Ну а комплексное медикаментозное и коррекционно-педагогическое воздействие – это просто идеальный вариант.

    Не стоит паниковать и думать, что специалисты обнаружили у ребёнка нечто ужасное: к выпускному вечеру расстройство сойдет на нет, однако прежде успеет доставить немало неприятностей своему хозяину, а также хлопот родителям и учителям. Можно ли их избежать? Разумеется! Но, к сожалению, симптомы ПЭП и ММД, часто не воспринимаются родителями как патологические и не служат поводом для обращения к невропатологу. Родители очень долго не могут объективно оценить состояние своего ребёнка, характеризуя особенности его поведения как «лень», «непоседливость», «нервозность», «избалованность» и т.п.

    На первой консультации дефектолог подробно выясняет у родителей все, что связано с беременностью, родами и ранним развитием ребёнка. Ответив «да» на ряд вопросов, родители сами могут определить, есть ли у ребёнка основания «претендовать» на диагноз ПЭП и ММД.

    1. Как протекали беременность и роды? К факторам, вызывающим различные патологии врачи относят следующие показатели: гипоксия плода, длительный токсикоз, обвитие пуповиной, заболевания матери, курение матери, употребление наркотиков и алкоголя, воздействие токсических веществ, недоношенность или переношенность, асфиксия, родовая травма и т.п.
    2. На первом году малыш вызывал беспокойство у врачей в связи с повышенной возбудимостью, нарушениями мышечного тонуса или другими проявлениями так называемой перинатальной энцефалопатии (ПЭП)?
    3. Ребенок засыпает с трудом, обычно часто просыпается ночью, ворочается и вскрикивает во сне? Рано (до 6 лет) отказался от дневного сна?
    4. Поведение ребёнка шумное и беспокойное, часто агрессивным, не признает запретов, ему трудно сосредоточиться на книге или какой-то игре, требующей внимания и терпения?
    5. Часто бывает не в настроении, плачет и капризничает по малейшему поводу, выглядит хмурым, отличается рассеянностью и частой сменой настроения?
    6. Чувствует и ведёт себя неважно при перемене погоды и магнитных бурях?
    7. Периодически жалуется на головную боль? Окружность головы не соответствует возрастным нормам? Окружность головы годовалого ребёнка в норме равна 46 см, в 2 года 48 см, в 3-4 года – 49 см, в 5 лет — 50 см, а затем она увеличивается примерно на 1 см в год до «взрослой» величины – 55-58 см.
    8. Плохо приживается в коллективе, с трудом привыкает к новой обстановке?
    9. Кажется неловким и неуклюжим, не вписывается в подвижные игры, требующие слаженности движений?
    10. Бегает на носочках, быстро стаптывает обувь, при ходьбе чуть косолапит, ставя ноги носками внутрь, нагружает не всю стопу целиком, а только её внутренний край и носочки?
    11. Наблюдается логоневроз в состоянии повышенной эмоциональной возбудимости? Неправильно произносит слова, с трудом запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки?
    12. Перед засыпанием ритмично покачивает головой или раскачивает туловищем, сосёт пальцы, обкусывает ногти, машинально перекатывает в руках мелкие предметы или наматывает прядь волос на палец, гримасничает, постоянно облизывает губы — словом, совершает навязчивые движения, которые родители склонны относить ко «вредным привычкам»?

    Если какие-то из этих проблем есть у малыша, откладывать визит к невропатологу нельзя. Если вовремя не обратиться к специалисту, надеясь, что все пройдет само — собой, то настоящие проблемы будут ждать родителей, когда их чадо пойдёт в первый класс.

    Чтобы подготовиться к школе ребёнку с диагнозом ПЭП и ММД, недостаточно выучить буквы и цифры. Главное – укрепить его слабую нервную систему, помочь ей справиться с предстоящей учебной нагрузкой. Чем раньше начнут «приводить в порядок» нервы малыша, тем лучше будет результат. Только от родителей зависит, чтобы лечение не растянулось на долгие школьные годы, а произошло как можно скорее. Лечение будет заключаться не только в микстурах и таблетках (этого не надо бояться), но и в создании определенной обстановки в семье, которая «работала» бы на выздоровление ребёнка. Для этого, прежде всего, родители, должны правильно понимать, что происходит с малышом и серьёзно к этому относиться. Порой он и рад бы вести себя хорошо и хорошо заниматься, но он просто не может справиться сам с собой. Что может посоветовать дефектолог семье, в которой возникла такая проблема:

    1. Посетить хорошего невропатолога. Обязательно пройти курс лечения (скорее всего не один) и регулярно (весна и осень) показываться врачу.
    2. Строго соблюдать режим дня (ложиться спать, вставать по утрам, питаться, ходить на прогулку в одни и те же определенные часы). Привычные действия служат определенными сигналами точного времени, синхронизирующими работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы.
    3. Дневной сон должен быть обязательным, а вечерний не позднее двадцати одного часа. Ослабленной нервной системе необходим отдых.
    4. Избегать частых увеселительных мероприятий (гости в доме, посещение гостей, вечеринок, развлекательных клубов и т.п.). Нарушается привычный распорядок дня, ребёнок получает огромное количество лишних впечатлений и эмоций.
    5. Взять под контроль общение малыша со сверстниками. Оно должно быть непродолжительным и неутомительным. Водить дружбу с расторможенными детьми ему противопоказано. Для знакомства выбрать спокойного, неагрессивного ребёнка постарше.
    6. Избегать домашних ссор, они до крайности истощают детскую психику.
    7. Наложить запрет на телевизор и компьютерные игры: мелькание кадров может спровоцировать судорожный приступ, расшатать далеко не железные детские нервы. Избавить ребёнка от агрессивных мультфильмов. Весь материал для просмотра, прослушивания и чтения должен подвергаться родительской цензуре.
    8. Стараться не брать ребёнка в дальние поездки, заграничные турне, жаркие страны. Если же ребёнку необходим морской воздух и вода, лучше ехать в бархатный сезон и минимум на два месяца.
    9. Организовать детский досуг с пользой для здоровья, выделив время для занятий физкультурой, плаванием или подвижных игр на воздухе, улучшающих координацию и точность движений.
    10. Больше рисовать, вырезать, склеивать, складывать, строить из конструктора, выкладывать мозаику и т.п. Все это поможет разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память и пространственную ориентировку.
    11. Чаще читать малышу стихи, сказки, слушать спокойную музыку, детские песенки, русские народные песни.
    12. Не водить ребёнка, особенно дошкольного возраста, одновременно во все возможные кружки, секции, музыкальную школу, на занятия иностранным языком и на подготовку к школе. Для ребёнка с диагнозом ПЭП и ММД требуется охранительный режим и строгая дозировка дополнительных занятий.

    Основная мысль, которую дефектолог должен внушить родителям заключается в том, что справиться с последствиями ПЭП и ММД им поможет комплексное лечение, благоприятная обстановка в доме, щадящий режим и коррекционная работа с такими специалистами как дефектолог, логопед, нейропсихолог.

    Словарик

    Дефектолог

    – это педагог, который помогает познать всё или почти всё из того, что ребёнок должен знать по возрасту, но не успел в силу особенностей своего развития. Дефектолог поможет компенсировать недостатки в развитии ребёнка.

    Логопед

    – это педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.

    Психолог – помогает создать вокруг ребёнка благоприятную для развития атмосферу: тестирует его личностный склад, дает возможность родителям лучше узнать малыша, сделать их общение полноценным.

    Нейропсихолог

    – это специалист, который строит свою работу на основе изучения связи психических процессов с определенными системами головного мозга. Нейропсихолог проводит диагностику и подбирает коррекционные упражнения, позволяющие развивать «отстающую» сферу головного мозга.

    Гипердинамический синдром

    – синдром двигательной расторможенности – наиболее распространенное проявление раннего поражения ЦНС, выражающееся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспособности к целенаправленному и организованному поведению. Заметно усиливается при утомлении и соматических заболеваниях.

    ДЦП

    – детский церебральный паралич, заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных систем мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения. В основе ДЦП лежит раннее (как правило, внутриутробное) повреждение или недоразвитие мозга вследствие ряда причин. ДЦП, как правило, не является наследственным заболеванием. Существуют разные формы ДЦП в зависимости от повреждения определенных систем мозга.

    ЗПР

    – задержка психического развития, нарушение нормального темпа психического развития ребёнка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребёнка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС. У детей с ЗПР наблюдается сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедленным темпом переработки информации. Внимание неустойчивое, память ограничена в объёме и непрочна.

    В большей степени развито наглядно-действенное мышление, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Имеются также лёгкие нарушения речевых функций. ЗПР особенно ярко проявляется на начальном этапе обучения, когда обнаруживаются недостаточность знаний и представлений об окружающем мире, незрелость эмоциональной сферы, отставание в речевом развитии и как следствие, трудности усвоения ребёнком школьной программы.

    ЭЭГ

    (электроэнцефалография) – исследование биоэлектрической активности мозга – позволяет судить о зрелости мозговых структур, а также выявить очаги возбуждения в коре головного мозга, которые могут провоцировать судорожные приступы. Это исследование входит в комплекс диагностических мероприятий для детей с головными болями, энцефалопатией, минимальной мозговой дисфункцией, эпилепсией.

    ЭМГ

    (электромиография) – это исследование нервно-мышечной системы путем регистрации электрических потенциалов мышц. Определив скорость распространения электрических сигналов по нервным волокнам, можно установить место и тяжесть повреждения периферической нервной системы при таких заболеваниях, как ДЦП, различные парезы, при черепно-мозговых травмах и травмах спинного мозга.

    ЭНМГ

    (электронейронейромиография) – исследует электрическую реакцию нервов и мышц на электрическую стимуляцию. Этим способом можно определить нервно-мышечную проводимость отдельной мышцы, установить, на каком уровне произошло поражение.

    ЭМГ

    и
    ЭНМГ
    – помогают в диагностике центральных, сегментарных, невротических и мышечных двигательных нарушений, позволяют обнаружить нарушения биоэлектрической активности на ранней стадии заболевания, при отсутствии выраженных симптомов, а также дает возможность наблюдать за динамикой процесса и эффективностью лечения.

    Нейросонография

    – УЗИ головного мозга через родничок. Это исследование структуры головного мозга, которое демонстрирует развитие всех его отделов, показывает, соответствует ли оно нормативам. Исследование назначается детям при нарушении мозгового кровообращения, кровоизлияниях, судорожных проявлениях, гидроцефальном синдроме, недоношенным малышам для контроля за эффективностью лечения.

    Эхоэнцефалоскопия

    – исследование головного мозга – проводится детям старше года и позволяет уточнить расположение срединной структуры мозга. Исследование проводится при частых головных болях, проявлении гидроцефального синдрома, повышенном внутричерепном давлении, гипертонусе, гипотонусе, травмах мозга.

    Эти исследования требуют дорогостоящего оборудования и высокой квалификации специалиста, поэтому проводятся лишь в немногих диагностических центрах и специализированных детских неврологических больницах.

    Как проходит диагностика

    Диагноз ПЭП может быть поставлен на основании истории течения беременности и родовой деятельности. Уточнить степень поражения мозга и ЦНС помогут различные лабораторные и аппаратные исследования.

    Мамочкам, находящимся в зоне риска, проводят перинатальную диагностику помощью УЗИ, где можно выявить неправильное расположение плода или его обвитие пуповиной. Также важно провести допплерографию с целью выявления возможных сердечных патологий у плода.

    В дальнейшем используют такие методы диагностики:

    1. Нейросонография (НСГ) — безопасное для ребёнка ультразвуковое исследование мозга, его оболочек, системы проводящих путей. С помощью НСГ можно выявить степень и характер поражения тканей мозга.

      Нейросонография

    2. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) — выявляет неврологические нарушения, последствия гипоксии, родовых травм. По данным исследования можно сделать вывод о наличии или отсутствии эпилептической активности, о тяжести задержки умственного развития. Исследование часто сочетают с видео-мониторингом, позволяющим увидеть и оценить степень спонтанной двигательной активности малыша.

      Электроэнцефалограмма

    3. Электронейромиография (ЭНМГ) — исследует состояние периферической нервной системы и мышечную активность, позволяет определить патологию на самых ранних этапах.
    4. Компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) — наиболее информативные на сегодня методы обследования головного мозга, но проводиться должны по строгим показаниям, так как новорождённым перед исследованиями проводят анестезию. Если нет чёткой необходимости в данных исследованиях, проводят более безопасное ЭЭГ и НСГ.

      МРТ

    5. Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) — позволяет детально рассмотреть кровоснабжение и обмен веществ в тканях и прочих структурах мозга и НС.

    Кроме аппаратной диагностики при аномалиях ЦНС необходим осмотр офтальмолога.

    Результаты и прогноз

    Как же при лечении энцефалопатии понять, что усилия врачей и родителей увенчались успехом? Ребенок стал спокойнее, перестал подолгу плакать, у него наладился сон. Он вовремя стал держать головку, сел, затем встал, сделал первый шаг. У него наладилось пищеварение, он хорошо прибавляет в весе, у него здоровая кожа. Это видно не только врачам, но и вам самим. Значит, вы помогли своему малышу преодолеть повреждения нервной системы.

    И в заключение один пример того, что может сделать материнская любовь.

    В середине 60-х годов в одном из роддомов на далеком Сахалине у молодой акушерки родилась дочь. Как это, к сожалению, часто бывает у медиков, роды были крайне тяжелыми, ребенок родился в глубокой асфиксии, долго не дышал, потом несколько недель находился практически в параличе.

    Девочку кормили из пипетки, выхаживали, как могли. Честно говоря, врачи думали, что ребенок этот — не жилец. И только мать думала иначе. Она не отходила от малыша, прекрасно овладела массажем и упорно массировала с трудом оживающее тельце.

    Через 18 лет автор этой статьи встретил в Ленинграде дочь и мать. Они приехали поступать в Ленинградский университет. Оказалось, что девочка с золотой медалью окончила школу на Сахалине. От нее трудно было отвести глаза — такая она была стройная и красивая. Потом она университет закончила, защитила кандидатскую диссертацию по биологии, стала ученым, вышла замуж, родила двоих прекрасных детей. Ничего этого могло и не быть, будь любовь матери менее самоотверженной и разумной.

    Как лечится перинатальная энцефалопатия?

    Главное условие успешного лечения ПЭП — это контроль врачей, в группу специалистов входят: кардиолог, невропатолог, ортопед и педиатр.

    По степени нарушений определяют и форму лечения медикаментозную либо физиотерапевтическую без применения фармакологии.

    Важно! При любой форме болезни назначают приём витаминов группы В.

    Легкие формы

    При лёгкой степени нарушений лечение состоит из таких процедур и методов:

    • психологическая и педагогическая коррекция (можно заниматься этим самостоятельно, следуя чётким указаниям специалистов);
    • лечебный массаж и физические упражнения;
    • ингаляция;
    • элеткростимуляция;
    • фитотерапия и гомеопатические препараты (настои и отвары трав).

    Легкие формы

    Выраженные нарушения

    Наличие выраженных симптомов требует применения медикаментов:

    • для улучшения передачи нервных импульсов мышечными тканями (дибазол, галантамин);
    • для снижения мышечного тонуса (баклофен, мидокалм);
    • снижение внутричерепного давления и отёков (лазикс, маннитол);
    • противосудорожные (дифенин);
    • дистонические нарушения (дибазол);
    • нарушение связей нервных клеток (ноотропил, актовегин);
    • для улучшения кровоснабжения (пирацетам).

    Также применяют массаж и физотерапевтичекие процедуры, обертывания и лечение травяными сборами.

    Важно! Массаж и физиотерапевтическое лечение детям с эпилептическим синдромом противопоказаны.

    В особо тяжёлых случаях, когда медикаменты неэффективны прибегают к нейрохирургии.

    Диагностика энцефалопатии

    Диагностикой перинатальной энцефалопатии занимается целый ряд специалистов. Очень многое в постановке правильного диагноза зависит от врача-педиатра и детского невролога. При постановке диагноза изучают сведения о самочувствии беременной, сложности родов, данные, полученные при помощи различных методов исследования.

    Ребенка направляют на нейросонографию, КТ или МРТ головного мозга, доплерографию сосудов шеи и дуплексное сканирование артерии головы. Если у ребенка судороги, то назначают ЭЭГ.

    В дальнейшем обязательна консультация у окулиста, детского психолога и логопеда.

    Возможные последствия болезни

    При адекватном подходе к лечению и своевременно выявленных расстройствах к первому году жизни проявления болезни проходят, возможны незначительные, не влияющие на полноценное развитие и жизнь проявления: небольшие психосоматические отклонения, затруднение в обучении, задержка моторики или речи.

    Наиболее тяжёлые возможные последствия:

    • эпилеспия;
    • гидроцефалия;
    • ДЦП.

    Выраженные нарушения

    • ранний остеохондроз и сколиоз;
    • мигреневые боли;
    • нарушение потенции (у мужчин);
    • гипертонию;
    • офтальмологические заболевания;
    • функциональные сердечно-сосудистые и вегетативные расстройства.

    Прогнозы и последствия

    В большинстве случаев перинатальная энцефалопатия успешно лечится при своевременной медицинской помощи. Но многие последствия и осложнения могут проявиться спустя некоторое время:

    НазваниеОписание
    ЭпилепсияХроническое заболевание головного мозга неврологического характера, которое сопровождается внезапными судорожными приступами. Патологическое состояние протекает с нарушениями чувствительных, вегетативных, мыслительных и психических функций.
    ГидроцефалияЗаболевание в медицине также называют водянкой головного мозга. Патологическое состояние характеризуется скоплением большого количества спинномозговой жидкости в полости черепа.
    Детский церебральный паралич (ДЦП)Комплекс нарушений двигательных функций, который появляется в результате повреждения определенных мозговых структур в перинатальный период развития плода.

    Перинатальная энцефалопатия. Что это такое у детей, взрослых, симптомы, последствия

    В школьные годы ребенок часто жалуется на головные боли, нарушается письмо и чтение, концентрация внимания. Плохая успеваемость является следствием сниженной памяти и умственного процесса. Ребенок быстро устает и неусидчив.

    Родители перед зачатием должны тщательно и основательно подготовиться, пройти комплексное обследование. Перинатальная энцефалопатия не является опасным заболеванием, если своевременно обратиться к неврологу и пройти лечение. Необходимо строго соблюдать все рекомендации специалиста, чтобы предупредить возможные последствия. Тогда прогнозы будут положительные.

    Лечение ребенка

    Больного ребенка помещают в стационар. Если есть необходимость, кормят через зонд. Лечение перинатальной энцефалопатии назначают в зависимости от причин заболевания:

    • Для снижения внутричерепного давления вводят кортикостероиды.
    • Чтобы восстановить скорость образования нервных тканей пользуются раствором глюкозы.
    • Организм поддерживают при помощи кальция, магния, аскорбиновой кислоты.
    • От судорог назначают диазепам и фенобарбитал.
    • Обязательно используют препараты для улучшения скорости кровотока и работы головного мозга.

    Массаж при энцефалопатии у детей показан в период восстановления. Выздоравливающим малышам назначают курсы ноотропных средств и ангиопротекторов. Если обнаружено нарушение речи, ребенка определяют к логопеду.

    Шкала АПГАР для определения степени ПЭП

    Перинатальная энцефалопатия у детей, что это такое с точки зрения силы проявления симптомов, определяет шкала АПГАР. От тяжести патологии зависит количество дополнительных расстройств и нарушений. Для определения тяжести ПЭП оценивают состояние новорожденного.

    СтепеньПризнаки
    До 6-7 баллов – легкая формаУ малыша наблюдается повышенная рефлекторная возбудимость. Если плод недоношенный, он попадает в группу риска по развитию судорог и эпилепсии
    От 4 до 6 баллов – средняя степеньУ малышей ухудшается работа ЦНС, появляется гидроцефальный синдром с повышенным давлением
    От 1 до 4 баллов – тяжелая форма болезниСопровождается тяжелыми нарушениями сознания, комой и предкоматозными состояниями

    Перинатальной энцефалопатии у детей отводится до 60% всех неврологических расстройств после рождения.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: