Все дети развиваются в разном темпе, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Единого шаблона не существует. Тем не менее, если ребенок начинает ходить и говорить позже, чем его сверстники, это может стать для родителей причиной беспокойства, у них появляются подозрения, что ребенок отстает в развитии. Конечно, возрастной диапазон, когда дети делают свой первый шаг или произносят первое слово, очень широк, поэтому небольшое отставание от общепринятых норм – не повод для волнения. Отставание в физическом и умственном развитии можно вычислить по особенностям поведения ребенка, поэтому родителям «ленивых» малышей следует знать, на что обратить внимание, чтобы определить, отстает ли ребенок в развитии.
Почему ребенок отстает в развитии?
Задержки психического и физического развития могут быть вызваны рядом причин:
- Неправильный педагогический подход. При этом отставание в развитии объясняется не нарушениями работы мозга, а запущенностью воспитания. Ребенок не знает и не усваивает многие вещи при том, что он абсолютно здоров. Если малыша не поощряют к умственной деятельности, его способности к усвоению и обработке информации снижаются. Такие проблемы устраняются при правильном подходе и регулярных занятиях.
- Задержка психического развития. Эта особенность выявляется по нюансам поведения, которые указывают на умственную отсталость и задержку в проявлении психических реакций. Дети с задержкой развития психики не имеют нарушений в работе мозга, при этом они имеют не характерное для их возраста, незрелое поведение. Часто это проявляется повышенной утомляемостью и недостаточной работоспособностью.
- Биологические факторы, которые приводят к отставанию в развитии ребенка. Это могут быть нарушения в организме и заболевания во время беременности, употребление алкоголя и табакокурение в период вынашивания ребенка, наследственность, патологии при родах, инфекции в раннем возрасте.
- Социальные факторы того, что ребенок отстает в развитии. К ним относятся сильный контроль или агрессия со стороны родителей, психические травмы, перенесенные в раннем возрасте и т.п.
Замедление роста у детей. Отставание в физ. и умственном развитии
Развитие детей происходит по индивидуальным сценариям, хотя существует и примерный график детского психофизического развития. Любые отклонения в развитии вызывают у родителей панику и беспокойство относительно правильности воспитания и ухода за ребенком.
Почему дети отстают в развитии
На самом деле медленное развитие бывает редко обусловлено ненадлежащим уходом или серьезными ошибками родителей. Каждый малыш развивается по собственному сценарию. У каждого в свое время начинают резаться зубы, появляется умение говорить или ходить, когда начинается половое созревание и пр. Все это обуславливается наследственными особенностями.
Тем не менее, задержки психофизического развития могут обуславливаться целым рядом факторов:
- Причины медленного развития ребенка часто связаны с задержками в психическом плане. Подобные особенности выявляются специалистами по некоторым поведенческим нюансам, указывающим на наличие умственной отсталости и задержки психических реакций. В работе мозга у детей с психическим развитием нет никаких нарушений, но они все же имеют признаки незрелого поведения. Обычно подобное проявляется в недостаточной работоспособности и повышенной утомляемости.
- Неправильный педагогический подход. В этом случае ребенок отстает в развитии по причине запущенности воспитания. Ребенок полностью здоров, но при этом он не способен усвоить и понять множество вещей. Если ребенка никак не побуждают к умственной работе, то его природные способности к принятию, понятию и обработке получаемой информации существенно падают. В подобном случае замедленное развитие ребенка устраняется регулярными занятиями и правильным подходом.
- Социальные факторы, вызывающие заторможенность у детей, заключаются в чрезмерной агрессии либо сильном родительском контроле. Сюда же можно отнести и пережитые в раннем детстве травмы психического характера.
- Факторы биологического характера, вызывающие отставание развития. Сюда относят патологии в период беременности и органические нарушения, употребление спиртного и курение беременной, осложнения при родах, детские инфекции и пр.
Физическое отставание ребенка в развитии
Медленное физическое развитие ребенка обычно заметно невооруженным взглядом. Подобные отклонения чаще наблюдаются у детишек, часто болеющих и испытывающих постоянный психоэмоциональный стресс. К таким нарушениям относится замедление роста у детей, дефицит массы и пр. Такие детки быстро устают, нередко страдают рассеянным вниманием, плохо учатся и пр.
Если замедленное физическое развитие дополняется какой-либо патологией, то такие дети нередко имеют позвоночные и грудноклеточные деформации
Умственное отставание детей
Умственно-психическое развитие у ребенка можно выявить еще в первые месяцы жизни. Но гораздо проще ЗПР выявляется в 3-4-летнем возрасте. Нужно только внимательнее наблюдать за ребенком, тогда выявятся определенные отклонения в умственном развитии.
- После 3-месячного возраста малыш продолжает сосать что-нибудь, например, губки, пальчики, одежду;
- Абсолютное отсутствие реакции на звук или, наоборот, слишком резкое реагирование;
- Когда до 3-месячного возраста малыш не научился улыбаться, поскольку подобный рефлекс имеется уже у 1-месячных детей;
- Когда ребенок старше 2-месячного возраста не способен сосредоточится, внимательно слушать и смотреть;
- Малыш не способен сосредоточить взгляд и следить за каким-либо предметом;
- Ребенок не гулит в 3 месяца, что может указывать на замедленное развитие речи детей. У здоровых детей речевые задатки проявляются в полтора-два года, а если малыш продолжает лепетать до 3-летнего возраста, то возникают обоснованные подозрения;
- При умственной отсталости подрастающий ребенок не может отчетливо проговаривать буквы и запомнить их. В процессе обучения ребенку не даются основы грамоты, потому как он просто не способен этого понять;
- В дошкольном возрасте у малыша обнаруживаются нарушения письменных навыков, он не может элементарно посчитать, имеются ярко выраженные речевые нарушения.
Методы лечения замедленного развития и помощь ребенку
Коррекцией замедленного детского психофизического развития занимается группа специалистов вроде психологов, педиатров, логопедов и дефектологов. Лечение носит длительный характер и начинается еще в дошкольном возрасте.
Для таких деток предусмотрено посещение специализированных ДОУ или коррекционных классов. Особый подход предполагается в плане обучения. Материалы таким детишкам подаются дозировано и с упором на наглядные методики.
БАД L-КАРНИТИН Премиум – отличное средство при замедленном детском развитии
Неплохим подспорьем в лечении замедленного психофизического развития является средство L-КАРНИТИН. Это витаминоподобный препарат, обеспечивающий организм необходимой энергией. Препарат оказывает стимулирующее воздействие на детский рост. Кроме того, L-Карнитин Премиум повышает иммунный статус, что так необходимо детям с задержками в развитии, поскольку они склонны к частым болезням. Средство повышает работоспособность как умственного, так и физического характера, поэтому идеально подходит для коррекции школьников с замедленным развитием.
Типы задержки психического развития у детей
В современной медицине задержка психического развития (ЗПР) у детей делится на 4 основных типа:
- Психический инфантилизм. Ребенок вспыльчивый, плаксивый, не самостоятельный, бурно выражает свои эмоции, у него часто меняется настроение, ему сложно принимать решения самому, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Выявить такое состояние сложно, так как родители и педагоги не могут разобраться, отстает ли ребенок в развитии или просто балуется. Но проведя аналогию с нормальным поведением ровесников ребенка, можно выявить эту особенность.
- Психическая задержка соматогенного происхождения. Эта группа состоит из детей с хроническими заболеваниями, или у которых частые простудные заболевания. Также подобная задержка развития проявляется у детей, которых с рождения слишком опекали, не давая им познавать мир и учиться быть самостоятельными.
- Неврогенные причины ЗПР ребенка. Такие нарушения происходят при отсутствии внимания со стороны взрослых или, напротив, чрезмерной опеке, насилии со стороны родителей, перенесенных травмах в детстве. При таком типе задержки развития моральные нормы и поведенческие реакции у ребенка не воспитаны, он часто не знает, как нужно проявлять свое отношение к чему-либо.
- Органически-церебральные задержки в развитии. Появляются из-за органических отклонений в организме, которые затрагивают нервную систему и мозг. Самый частый и наиболее трудноизлечимый тип задержки в развитии ребенка.
Причины задержек физического роста
Чем скорее вы обратите внимание на задержку в физическом развитии малыша, тем быстрее врачи могут назначить лечение и установить ее причину. Нередко физиологические сбои возникают из-за каких-то потрясений в жизни малышей — переезд, стресс, смена климата, искусственное кормление, недостаток витаминов и микроэлементов, обстановка в семье. Если причина кроется в этих событиях, лечить ее не нужно, так как все образуется само-собой.
Можно выделить следующие заболевания, которые влияют на задержку в прогрессе ребенка: генетические нарушения, отставание во внутриутробном формировании, анемия, отравление токсическими веществами, эндокринные нарушения, низкий уровень соматотропного гормона, синдром Ларона, сбои функционирования щитовидки или надпочечников.
Вместе с этим ищут и читают:
Оценка физического развития ребенка по центильным таблицам и Задержка психомоторного развития у детей симптомы
Признаки отставания в развитии ребенка
Врачи утверждают, что выявить отклонения в развитии ребенка можно уже в первые месяцы после его рождения. Когда ребенку исполнится 3-4 годика, сделать это можно уже безошибочно, достаточно внимательно наблюдать за его поведением. Основные признаки отставания в развитии ребенка основываются на том, что у малыша могут быть особенно развиты или отсутствовать вообще некоторые безусловные рефлексы, когда у здоровых детей эти реакции присутствуют. Следует обратить внимание на следующие особенности поведения малыша:
- В 2 месяца младенец не в состоянии сосредоточиться на чем-либо – не может внимательно смотреть или слушать.
- Реакция на звуки слишком резкая или отсутствует.
- Младенец не может следить за движущимся предметом или сфокусировать взгляд.
- В 2-3 месяца малыш еще не умеет улыбаться.
- В 3 месяца и позже ребенок не «гулит» — признак нарушений речи.
- Уже подросший малыш не может четко произносить буквы, не запоминает их, не может научиться читать.
- У ребенка в дошкольном возрасте проявляется дисграфия (нарушение навыков письма), неспособность освоить элементарный счет, невнимательность и неспособность сосредоточиться на чем-то одном.
- Нарушение речи в дошкольном возрасте.
Разумеется, этот перечень – не повод ставить диагноз и считать, что ребенок отстает в развитии. Чтобы выявить расстройство нужно проконсультироваться со специалистом, который сможет определить, есть ли у малыша нарушения.
Практика показывает, что чем раньше родители обратят внимание на отклонения, тем больше шансов с ними справиться. Если ребенок отстает в развитии, то начинать его лечение нужно уже с первых месяцев его жизни, в этом случае хороших результатов можно добиться достаточно быстро, особенно, если это состояние обусловлено не биологическими, а социальными факторами.
Оцените статью: 3.5625 3.6 из 5 (16 голоса)
Как определить отставание
В норме грудничок должен уметь концентрироваться на предмете. Если этого нет — тревожный признак отставания в развитии
Для того, чтоб родители смогли понять, что ребенок в год отстает в развитии, следует обращать внимание на проявления его характера, действия, речь, эмоциональное состояние. На самом деле, вы можете начать замечать тревожные симптомы еще с первых месяцев жизни карапуза.
- Ребенок не способен концентрировать свое внимание после двухмесячного возраста.
- Отсутствует реакция на звуки.
- Сохраняется сосательный рефлекс у деток старше трех месяцев (ребенок сосет губку, пальчик или одежду).
- Малыш не способен наблюдать за перемещающимися объектами.
- Карапуз старше трех месяцев не улыбается .
- Малыш, которому исполнилось четыре месяца, не издает своеобразные звуки, отсутствует «гуление».
- У ребенка старше трех лет отсутствует речь, хоть в каком-то ее проявлении.
- У карапуза не получается учить буквы, .
- У дошкольника фиксируется дисграфия , дискалькулия.
Лечение задержки физического развития ребенка
При постановке диагноза необходимо учитывать анамнез и клинические проявления, а также оценивать взаимоотношения между ребенком и его родителями, что играет не последнюю роль. Для успешного лечения, требуется тщательная оценка особенностей питания ребенка, выявление социальных проблем, экономических трудностей, конфликтных ситуаций в семье. Необходимо способствовать формированию в семье благоприятной атмосферы, составлению правильного рациона питания. При органической задержке физического развития, важную роль играет правильно подобранная терапия основного заболевания. Особенности питания определяется тяжестью задержки физического развития, а также характером основного заболевания.
Госпитализацию проводят в случае выраженной задержки физического развития, при истощении, необходимости обследования, а также когда имеются подозрения неадекватности отношения родителей к своему ребенку. Если причиной задержки является заболевание, в стационаре проводят подбор терапии.
Обратившись в наш СМЦ, вы можете быть уверенными в профессиональной и качественной помощи нашими ведущими специалистами. Свяжитесь с нами, и мы ответим на все ваши вопросы!
Диагностика и лечение
Обращайтесь к доктору при малейших подозрениях и тревогах. В Остеопатической клинике позвоночника работают высококвалифицированные врачи с огромным багажом знаний в области педиатрии, неврологии, имеющие несколько профильных образований. Вам не придется мучить ребенка многочисленными осмотрами, поскольку один доктор сможет провести консультацию и как педиатр, и как невролог, остеопат и т.д.
Специалист назначит обследование: анализы, УЗИ, пробы и другие. Бегло диагноз не ставится – проводится серьезная диагностика. По результатам будет назначен комплексный курс коррекции либо лечения.
Врач подберет подходящий метод лечения: остеопатия, неврология, массаж, ЛФК и тд.
В случае с нарушением физического развития лечение направлено на:
- Устранение костных дисфункций;
- Восстановление обменных процессов;
- Стимуляцию роста костей;
- Нормализацию гормонального фона.
Нам доверяют
В нашей клинике преимущественно безмедикаментозное лечение, но бывают и исключения. Посредством остеопатических методик возможно привести в норму биохимические показатели, нормализовать работу всех органов и систем, комплексно оздоровить весь организм.
Пациенты отмечают, что уже после 2-3 сеансов лечения ребенок словно вытягивается в росте, лучше ест, одном словом – крепчает.
Приводите ребенка на грамотное лечение, исключите проблемы в будущем. Если у вас все хорошо, то мы не станем назначать ничего лишнего. Ждем вас на консультацию.
Неблагоприятный фон
Отставания от графика могут возникать по иным, более серь-езным основаниям, и тогда прогноз для малыша неоднозначен. Часто сбои случаются еще в период беременности. «Кора головного мозга начинает формироваться в период внутриутробного развития ребенка, − объясняет детский невролог Елена Гладкова. – В I триместре идет закладка всех органов и тканей, включая особую моторную зону в лобной доли, которая отвечает за двигательные функции. Любое негативное воздействие в этот период может помешать правильному формированию клеток мозга». Таким препятствием могут стать инфекции, которыми женщина переболела в период беременности, приводящие к кровоизлиянию в мозг родовые травмы, профессия мамы, которая предполагает контакт с опасными веществами, плохая экология, электромагнитное излучение от компьютеров и бытовых приборов, вредные привычки: сигареты и алкоголь. Нанесенный вред часто приводит к так называемым перинатальным поражениям нервной системы, которые выливаются в задержки моторного, психического и речевого развития.
По данным Научного центра здоровья детей РАМН, на первом году жизни этому риску подвержены более 80% детей. Кстати, до 1998 года в ходу был другой термин − «перинатальная энцефалопатия» (некоторые врачи пользуются им до сих пор). Перинатальные поражения нервной системы − понятие обширное. К ним относятся как почти безобидные синдромы вроде одностороннего нарушения мышечного тонуса, так и три самых тяжелых варианта развития событий – эпилепсия, гидроцефалия (водянка головного мозга), детский церебральный паралич. Степень тяжести от таких поражений зависит прежде всего от того, какая причина их вызвала и когда произошел сбой: заразиться гриппом в I триместре гораздо опаснее, чем в II или III.
Чаще всего перинатальные поражения вызывает хроническая или острая гипоксия (нехватка воздуха) плода во время беременности. В таких условиях нервные клетки мозга малыша перестают получать достаточное количество кислорода и глюкозы, которые служат им пищей, и погибают. Хроническая гипоксия обычно развивается при токсикозе или гестозе, острая – в родах из-за разных осложнений, например, если пуповина обматывается вокруг шеи малыша и ему становится трудно дышать.