Ребенок не говорит в 4 года: каковы причины и что делать?


Речь ребенка в 4 года

Что должен уметь ребенок в 4 года?

В этом возрасте продолжается активное речевое развитие. Словарный запас стремительно растет. Словотворчество, сочинительство историй, рифмование слов — это тоже творения четырехлеток. Дети с удовольствием рассказывают о том, что они видели, что делали, делятся своими впечатлениями о произошедших в их жизни событиях.

Не спадает и познавательная активность. Любознательные почемучки интересуются внутренними связями явлений: “Почему сверкает молния?” или “Почему появляется радуга?”

Сказки становятся особенно любимыми, так как дают представления о добре и зле. Основываясь на этом, ребенок размышляет о поступках: своих и окружающих людей. В этом возрасте высока потребность в общении со сверстниками, при котором происходит обмен мнениями, демонстрирование своих навыков, поиск взаимопонимания.

Что делать

Важно, конечно, показать ребенка логопеду или неврологу. Но чаще оттягивают визит, надеясь, что малыш вдруг сразу начнет хорошо разговаривать. Или боятся, что врач назовет какой-то диагноз. Незнание заставляет родителей волноваться. Целесообразно отбросить волнения и страхи, не кричать на специалиста, а разобраться в причинах.

В 4 года малыш должен уметь элементарно говорить

ЗПР или индивидуальный темп развития?

Сами родители вряд ли смогут определить, по каким причинам ребенок не хочет говорить.

К сведению! Необходима консультация специалиста. Врач сделает осмотр маленького пациента и назначит при необходимости дополнительное обследование, консультации и лечение. Зачастую оно заключается в занятиях с логопедом.

Иногда выясняется, что у ребенка не отмечено никаких отклонений, просто у него такой индивидуальный темп в развитии. Маме рекомендуют наблюдать за малышом, обратить внимание на эмоциональное состояние, записывать в специальный блокнот все важные действия, игры, развлечения. Это подскажет, есть ли какие-то изменения, или же их нет.

Важен осмотр логопеда

Первые признаки речевого недоразвития

С первых лет жизни ребенок начинает произносить сначала отдельные звуки, затем слова, потом фразы и предложения. Норма развития речи указана в специальных справочниках. Но, по замечаниям психологов, нужно осмотрительнее подходить к характеристикам речевых умений ребенка.

Важно иметь в виду, что большинство из так называемых нарушений на самом деле отсутствует, а многие лечатся без участия психолога или логопеда.

К 4 годам в речи малыша должны присутствовать предлоги, названия животных, слова из четырех слогов, он должен соотносить мало и много, маленький и большой. Стоит обратить внимание на выполнение простых просьб. Признаками речевого недоразвития считается неразборчивая речь, отсутствие всякого интереса общаться, словарный запас включает примерно 20-25 слов. При подобных показателях следует обратиться за помощью, чтобы понять причину отставания и получить советы по коррекционным мероприятиям. Только специалист может определить диапазон патологии и поставить диагноз.

Без паники: диагноз «задержка речевого развития»

Если ребенок в 4 года не разговаривает, ему могут поставить диагноз «задержка речевого развития». Но родителям не следует бросаться в панику. Ребенок развивается индивидуально, и этот процесс зависит от нескольких факторов. Это и физиология, и эмоциональная связь с родителями, и социальная сфера.

Дидактические игры по речевому развитию для подготовительной группы

К сведению! Роль родителей здесь весьма велика. В годик малыш уже хорошо знает своих отца и мать, бабушек и дедушек. Он чувствует себя с ними в безопасности, они понимают его потребности и уважают их. На этом строится общение. Начинает разговаривать он именно в этом кругу.

Родители общаются с новорожденным с момента появления на свет. Сначала это мимика, жесты, движения тела, затем общение становится вербальным. Здесь уже и объятия, и отклики на плач, и называние его по имени, на которое он откликается. Эти предпосылки указывают на то, что ребенок начнет учиться разговаривать в год.

Немаловажным фактором развития речи служит и развитие мелкой моторики. Следует об этом помнить и развивать тактильность ладоней малыша. Различные игры, потешки, пестушки будут способствовать этому процессу.

Родители должны прикладывать усилия

Речь является высшей функцией мозга, и она не может возникнуть сама по себе. Нужно разрешать ребенку все потрогать руками, даже попробовать на вкус, взять в рот, то есть дать возможность изучать и развиваться. При развитии осязания, обоняния и слуха, пойдет дальнейший процесс развития головного мозга, значит, будет развиваться речь.

Родители должны помнить об этом и общаться с ребенком, развивая все сферы его деятельности. Но, если все же диагноз поставлен, важно принимать решение. Диагноз устанавливает врач, а коррекционную работу с малышом осуществляет специальный педагог. И от того, как будет строиться это взаимоотношение, может зависеть будущее ребенка. Следует иметь в виду, что чаще всего задержка речевого развития вылечивается, компенсируется. Но на всю жизнь сохраняется легкая недостаточность.

Отсутствие речи у ребенка 4 лет

Если психически здоровый ребенок не разговаривает в 4 года или развитие его речи не соответствует возрастным нормам, ставится заключение — задержка речевого развития.

Что делать? Выявляем причины:

Заболевания и травмы головного мозга, нарушение слуха, наследственная предрасположенность, неблагополучие во время беременности и родов у мамы, влияние стресса и невостребованность речи — вот основные причины того, почему ребенок не говорит в 4 года.

Как это может выглядеть? Вот так:

  • произнесение непонятных слов;
  • непонимание того, что говорят взрослые;
  • темп речи чересчур быстрый либо слишком медленный;
  • использование в речи услышанных простейших фраз;
  • неумение составлять сложные предложения.

Когда ребёнок должен начать разговаривать

Ознакомьтесь с ориентировочными показателями развития речи. При заметных отклонениях от сроков не медлите, обращайтесь к специалистам.

Особенности:

  • у большинства деток речь активно развивается к году. Если в 5–6 месяцев это было «агуканье», в 6–8 месяцев – отдельные слоги, то к 11–12 месяцам речь усложняется. Вначале слова состоят из повторяющихся слогов (ба – ба, ма – ма, би – би, па – па) или односложные (дай, на, ам, гав);
  • в 1,5–2 годика словарный запас расширяется, появляются слова из нескольких слогов, словосочетания, простые фразы. Карапуз уверенно называет знакомых людей, описывает некоторые явления, предметы и действия («Маша хочет кушать», «Дай мне чашку»). Заметная задержка развития речи должна насторожить, но паниковать не стоит. Лучший выход – визит к логопеду;
  • в 3 года речь неплохо развита, ребёнок должен описывать картинку простыми фразами, интересоваться окружающим миром, задавать вопросы взрослым. Чем подробнее (в разумных пределах, без нужных поучений и нотаций) родители отвечают, тем богаче кругозор у ребёнка;
  • в 4 годика дошкольник должен осмысленно строить сложные предложения, составлять рассказ по картинке, описывать предметы, явления, события, происходящие вокруг.

Односложные ответы не побуждают к новым вопросам, зачастую, это мягкий намёк: «Отстань», «Не спрашивай больше», «У меня нет желания тебе всё объяснять». Чем чаще вы будете отмалчиваться, сквозь зубы произносить малопонятные слова, фразы, тем реже сын или дочка будут задавать вопросы. Помните: недостаток общения с родителями зачастую делает отношения в семье более прохладными.

Узнайте инструкцию по применению препарата Аквалор Беби для новорожденных.

О симптомах и лечении аллергии на клубнику у ребенка прочтите в этой статье.

Как помочь ребенку, который не хочет говорить в 4 года

В чем может заключаться помощь? Что можно и нужно делать? Вот несколько рекомендаций родителям:

  1. Обеспечьте дома атмосферу уюта и тепла. Берегите психику малыша — не выясняйте отношения в его присутствии, исключите ссоры, крики. Доброжелательность друг к другу, желание помочь создадут здоровый микроклимат в семье и станут надежным тылом в преодолении жизненных трудностей.
  2. Разговаривайте с ребенком; комментируйте все свои действия; рассказывайте, почему вы решили приготовить на обед именно такое блюдо; обращайте его внимание на то, что происходит вокруг; делитесь с ним своим настроением, своими мыслями; спрашивайте, что он сегодня возьмет с собой на прогулку (ведерко для куличей, машинку или мыльные пузыри) и почему; интересуйтесь его мнением по поводу того, как вы сегодня выглядите:)
  3. Бывайте на природе, смотрите, как меняют свою форму облака, слушайте многоголосье птиц, наблюдайте за трудолюбивыми муравьями, отпускайте с ладошки взлетающих божьих коровок, пробуйте на ощупь древесную кору, любуйтесь радугой.
  4. Выполняйте ежедневно упражнения для развития мелкой моторики. Таким образом стимулируются те отделы головного мозга, которые отвечают за речь. Для этого подойдут все занятия, где активно работают пальчики рук. Например, шнуровка, мозаика, конструирование, лепка, рисование, застегивание пуговиц и молний, перекладывание круп или макарон, составление пазлов.
  5. Практикуйте артикуляционную и дыхательную гимнастики. Они являются неотъемлемой частью работы по коррекции речи.
  6. Научитесь простейшим приемам логопедического массажа. Он нормализует мышечный тонус речевых органов, формирует координацию и увеличивает амплитуду артикуляционных движений. Например, похлопывание подушечками пальцев по губам, щекам, подбородку, либо растирание щек круговыми движениями.
  7. Занимайтесь логоритмикой, когда движения нужно делать под музыку или совмещать с речевым материалом. Вашему малышу наверняка понравится топать ножками, хлопать в ладоши под музыку или имитировать движение поезда под стихотворение.
  8. Читайте сказки, стишки, потешки, детские рассказы. Рассматривайте иллюстрации. Сочиняйте свои сценарии. Придумывайте собственные финалы прочитанных историй. Вовлекайте в этот процесс малыша, хотя бы просто эмоционально:)
  9. Организовывайте общение со сверстниками. Пусть это будет только нахождение среди них, если у ребенка нет настроения открыто взаимодействовать с кем-либо.
  10. Попробуйте альтернативные методы лечения — иппотерапию, дельфинотерапию, если у вас есть такая возможность. Они дают хорошие результаты, благотворно воздействуя на психику ребенка, стимулируя развитие мелкой и крупной моторики, обучая коммуникативным навыкам.
  11. Наберитесь терпения, настройтесь на долгосрочную работу, не ждите быстрых результатов, чтобы не допускать раздражения в общении с ребенком. Организуйте свое время так, чтобы вы всегда были в ресурсном состоянии. Это нужно для того, чтобы помочь своему малышу.

Ребенок не выполняет просьбы

Ребенок не выполняет просьбы родителей. Ребенок в два года не слушается. Что делать

Когда мы просим дочку убрать свои игрушки или одеться, чтобы выйти на улицу, она нас не слушается. Я не знаю, что она будет делать в подготовительной группе садика, где само собой разумеется, что ребенок следует указаниям воспитателей.

Прежде чем ругать ребенка за непослушание, проверьте, не кроется ли причина в самих указаниях. Очень часто просьбы родителей слишком неопределенны или сложны, чтобы маленький ребенок мог их выполнить и понять.

  • Чтобы малышка научилась выполнять ваши просьбы, дайте ей несколько уроков. Эффективнее всего набираться опыта в форме игры. Например, приготовьте на кухонном столе все необходимое и начните: «Так, сначала возьми кусочек яблока. Хорошо. Теперь окуни его в йогурт. Замечательно. А теперь закатай в блинчик». Или устройте полосу препятствий на полу в детской: «Сначала перепрыгни через губку. Хорошо. Теперь подними кубик. Великолепно. Теперь дай его мне. Потрясающе. А теперь сядь на стул». Даже простейшая игра в Симона («Симон сказал положить руки на голову. Симон сказал лечь на пол. Симон сказал поднять ноги») поможет малышке привыкнуть выполнять указания.
  • Просьбы должны быть краткими и ясными. Непонятная просьба (типа «убери в комнате», когда в комнате полный развал) находится за пределами способности малышки последовать ей без более четких уточнений. Лучше двигаться последовательно («Пожалуйста, положи свою грязную одежду в корзину», «Посади мишку обратно на кровать», «Теперь сложи фломастеры в красную коробочку»). Следите, чтобы у ребенка было достаточно информации для выполнения указаний, например, девочка должна знать, где лежит грязная одежда и где стоит корзина. Подождите, пока она успешно справится с одним делом (обязательно похвалите), а затем давайте следующие указания.
  • Разумеется, маленький ребенок, даже когда он все понял и может выполнить просьбу, далеко не всегда подчинится. Упрямство и желание поступать по-своему могут заставить девочку проигнорировать вашу просьбу. Но не беспокойтесь по поводу подготовительной группы. Там малышка скорее всего станет послушной: ведь в комнате будет много детей, выполняющих одно и то же распоряжение воспитателя, а родителей, с которыми можно было бы поспорить, рядом не окажется. Если девочка не будет подчиняться и в группе или же дома продолжит вести себя по- прежнему, воспользуйтесь рекомендациями в статье по ссылке ниже.

Читайте подробнее: 623.

Типичный двухлетний ребенок способен следовать двойным указаниям («Пожалуйста, подними книжку и дай ее мне»), не сопровождаемым пояснительными жестами (например, указательным пальцем в направлении книжки или протянутой рукой, чтобы ее взять). По крайней мере, иногда. Если ваша малышка не может сделать это, сводите ее к врачу, чтобы проверить, нет ли у нее проблем со слухом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: