Статья «Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста»

Особенности развития дошкольников по возрастам

В дошкольном возрасте ребёнок сталкивается со стремительным расширением границ своего мира и отношений людей. У него появляются социальные обязанности, он осваивает новые виды деятельности.

У малыша пробуждается стремление к самостоятельности и участию во взрослой жизни. В результате этого ребёнка начинает занимать игра, в которой он копирует действия взрослых. Также им обретается определённая самостоятельность, но постоянно мягко контролируемая родителями.

Младший

фото 1

  • игра;
  • рисование;
  • конструирование.

Обратите внимание! У ребёнка наблюдается достаточная согласованность мотивов и желаний. Поведение начинает становиться несколько соответствующим определённым правилам и выбранным образцам.

Средний

Период с 4 до 5 лет. Возрастает потребность в общении не только в кругу семьи, но и со сверстниками для выстраивания социальных связей и механизмов. На этом фоне повышаются познавательные навыки и формируется основное проявление характера.

Ребёнок отстаивает свою самостоятельность, переставая строго соблюдать правила, устанавливаемые взрослыми. Основным средством для общения и построения социальных связей становится речь. Творческие способности ребёнка активизируются и становятся более выраженными.

Старший

Чем заняться на карантине детям дома

Важно! Детям требуется поддержка родных, к которым они сильно привязаны, и слова которых воспринимают как чистую истину. От этого родителям при общении с малышом следует правильно подбирать слова.

Ребёнок уже точно разделяет первичные и вторичные потребности и выбирает то, что для него является наиболее ценным. Активно формируется интерес к коллективной работе и получению новых знаний.

Игра – важный этап в жизни ребенка. консультация на тему

Игра – важный этап в жизни ребенка.

Детство — особенный, неповторимый период жизни человека. Этот период дан каждому для совершенно определенных задач: родиться, вырасти, выучиться, познать мир, научиться радоваться жизни, получить колоссальный ресурс энергии и развития. Особенность детства в том, что этот период жизни никогда не повториться, и те нерешенные задачи, которые ставит детство перед человеком, никогда не смогут быть полностью реализованы во взрослой жизни.

Огромное значение в реализации задач детского возраста приобретает игра. Игра — это ведущая деятельность ребенка. Считается, что она остается таковой до начала обучения в школе. И только в возрасте 7-8 лет начинает сформировываться другая ведущая деятельность — учебная. Очень часто, родители забывают о том, как важно ребенку играть, и порой воспринимают игровую деятельность как попытку лениться.

Особенно ярко прослеживается данная тенденция в подготовительной группе, когда родители сосредоточены на поступлении ребенка в престижную школу. Они записывают своих детей на различные развивающие программы, подготовительные к школе курсы, занимаются развивающим обучением дома и тем самым сводят на нет игровую деятельность детей, а порой даже наказывают ребенка лишением игры. Все это может привести к неблагоприятным последствиям. Чаще всего дети начинают негативно относиться к процессу обучения.

Почему психологи отводят такое важное значение игре? Потому что благодаря игре и через игру ребенок развивается не только психически, но и личностно.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие психики. Примерно до 4-5 лет все психические процессы ребенка непроизвольны, то есть он не способен целенаправленно, с волевым усилием сосредотачивать внимание, запоминать и т.д. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов.

Таким образом, игра — это самостоятельная, творческая, свободная деятельность ребенка, которая помогает ему развиваться не только психически, но и личностно.

Что должен знать дошкольник и ведущие виды деятельности

Основными видами деятельности детей дошкольного возраста являются:

  • игровая;
  • познавательная;
  • социальная.

К концу дошкольного периода ребёнок должен иметь определённые знания. Дети уже легко ориентируются в пространстве, легко адаптируются в окружении чужих людей, могут определить время как по стрелкам, так и на табло с цифрами, отличают предметы по размерам и глубине.

Также дошкольник должен знать свой точный адрес с ближайшими остановками общественного транспорта и правила поведения на улице, если он останется один. Перед школой малыши уже могут самостоятельно делать выводы из того, что услышали или увидели.

Этапы жизни человека в социуме

Определение 1
Стадии жизненного цикла – это основные возрастные интервалы жизни, характеризующиеся различным уровнем трудовой активности.

В жизни любого человека выделяются основные этапы:

  • детство,
  • отрочество,
  • юность,
  • зрелость,
  • старость.

Каждый этот этап по-своему значим и необходим. Каждый этап жизни человека имеет свой уникальный характер и вносит свой вклад в мир. Родившийся младенец ничего не знает о мире, в котором появился, он пока чистый лист, на который жизненные этапы будут наносить свои штрихи.

Родители и близкие родственники постепенно знакомят малыша с миром, учат выживать, знакомят с элементарными вещами – ребенок узнает, что вода мокрая, а огонь горячий. Ребенок, взаимодействуя с другими, учится понимать, как можно получить то, что ему надо, как общаться с взрослыми, с другими детьми.

Наверное, потому, что в среде людей взаимоотношения устроены непросто, процесс входа нового человека в это общество долгий и сложный. Невозможно сразу всё объяснить, на пути огромное количество скрытых подтекстов, поэтому ребенок задает много вопросов и совершает ошибки. Это ранний этап социализации.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Этапы жизненного цикла человека 480 руб.
  • Реферат Этапы жизненного цикла человека 240 руб.
  • Контрольная работа Этапы жизненного цикла человека 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Чтобы стать действительным членом общества необходимо пройти несколько этапов. На смену сложному подростковому периоду приходит время юношеского максимализма и только потом человек вступает во взрослую жизнь.

Если первые этапы проходят без существенных отклонений, то с завершением юношеского возраста (25-26лет), человек понимает и принимает правила общества – так заканчивается следующий этап социализации и формируется социальное «Я».

На новом этапе своей жизни человек уже знает, как ему себя вести, чтобы добиться поставленных целей – это этап достижений. Для работодателей данный этап является очень ценным, поскольку человек очень активен, стремится сделать карьеру, готов работать и самое главное, верит в свое светлое будущее.

Замечание 1

Общество в жизни каждого человека играет большую роль, и развиваться вне общества невозможно. У каждого человека в обществе есть определенное место – это его статус, который может быть достигнутым (ученый, артист, студент) и может быть предписанным – возраст, национальность, пол и др.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Достигнутые статусы, как правило, дают каждому перспективу. В принципе каждый человек является носителем нескольких статусов, например, отец/мать, студент, преподаватель, бабушка/дедушка и др.

Никому ещё не удавалось избежать следующего этапа, когда начинается переоценка ценностей, появляется внутренняя направленность на себя.

Этот сложный период жизни человека специалисты называют кризисом среднего возраста. Такие возрастные кризисы будут продолжаться.

Общество оказывает влияние на жизнь любого человека, и никто из людей не может жить вне него. Каждый может оказаться в сложномположении и многое зависит от того, как поведет себя общество, поэтому игнорировать его нельзя.

Диагностика развития

фото 3

Разговорные тесты требуются для определения способности малыша полноценно и связно описывать предметы, явления или чувства.

Тестирование на определение развития дошкольника требуется в первую очередь перед школой.

Дошкольный период развития детей наиболее активный по объёму получаемых навыков и знаний, количеству новых видов деятельности и потребностей. До 7 лет закладывается фундамент личности.

Развитие ребенка от 1 до 3 лет

Развитие ребенка от 1 до 3 лет можно разделить на 3 возрастных периода, зная особенности которых можно выбрать правильную тактику по уходу и воспитанию вашего ребенка.

1 период. Начинается от года и заканчивается в полтора. Когда ребенок начинает ходить, он приобретает самостоятельность и становится исследователем, которого удержать становится все труднее: он всюду лезет и набивает свои первые шишки. Как раз в этом возрасте ребенок начинает говорить.

2 период. Начинается в полтора года и длится до 2 лет. Ребенок совершенствует приобретенные навыки, определяется со своим местом в окружающем пространстве и четко проявляет свой характер.

3 период. Его можно обозначить с 2 лет и до наступления 3, он носит завершающий характер для всего раннего детства, то есть для периода от 1 до 3 лет.

На каждом из этих этапов общение со взрослыми и изучение вместе окружающего мира играет ведущую роль в развитии ребенка.

Словарный запас

Первые слова ребенка можно услышать ближе к году или после того, как родители отметят первый день рождения своего чада. Фразу он пока сказать не может, да и сложные слова произносить правильно ему не всегда удается. Однако вы его понимаете. В этот период он накапливает слова, запоминает их. А если какое-то слово он не произносит долго, не думайте, что он забыл его, оно отложилось в его памяти навсегда. Развитие речи у детей отлично стимулируется неустанным общением с ними – разговоры, комментарии всех ваших действий. Ребенок – это своего рода копилка, то есть то, что в нее будет вложено, то и сохранится. Развитие малыша будет при нем всегда, независимо от того, как сложится его жизнь, знания, умственные способности у него никто не сможет отобрать. А основу в его развитие можете заложить только вы. Так же, как и у любого человека, в голове малыша уже существует своеобразная модель окружающего мира, совершенство которой зависит от вас. Соответственно этой модели строится и поведение малыша, а в дальнейшем – и образ его жизни.

Не стоит паниковать, если ребенок не может проговаривать какие-то слова или фразы – в его возрасте это считается нормальным, несмотря на это, он все понимает.

Стоит ребенку проснуться, как он сразу выбирается из своей кровати. Лежать ему становится скучно, ведь столько всего интересного вокруг! Не старайтесь одергивать его и мешать, пусть познает мир. Если ему не разрешается с чем-то играть, например, со спичками или швейными принадлежностями, то сделайте так, чтобы эти предметы не попадали в его поле зрения, ведь все, что на виду, всегда хочется потрогать, пощупать.

Помогайте ему во всех начинаниях, участвуйте в них, однако и контролировать не забывайте. Вдруг он захотел забраться в шкаф, заберитесь туда и вы с ним, повытаскивайте вместе с ним оттуда вещи. Словом, ребенок, на правах члена вашей семьи, во что бы то ни стало хочет знать буквально все – где, что и как… Единица времени у него очень дорогая – взрослый не способен обрести столько нового за такой же отрезок времени.

Развитие мозга ребенка проходит очень стремительно, а ваша задача – «удобрять» почву для его познаний.

Ребенок меньше обычного спит, зато бодрствует больше. Так чем же занять его свободное время? Один из лучших вариантов – это развивающие игры или комплексные развивающие занятия. И ребенок быстрее приобретет навыки, играя с новыми предметами. Если вы читаете малышу, дайте ему эту книгу, научите аккуратно с ней обращаться. Ему понравится перелистывать ее странички. В общем, обдумывайте все, что касается новых практических навыков – то, чему вы еще могли бы научить своего малыша.

Ах, эти падения…

Кроме того, что ребенок постигает мир, он еще и обучается премудростям ходьбы. А это, в первую очередь, связано с бесконечными «паданиями». А вы каждый раз бросаетесь на помощь. Это в корне неправильно. Не надо переживать, что ребенок падает – он не ушибется сильно, ведь он еще такой легкий… Переломы малышу тоже не грозят – его косточки содержат большое количество органики, и потому очень гибкие. А вот когда малыш поднимается, он развивается и тренирует свои мышцы, совершенствует равновесие, учится ориентироваться в пространстве. В эти моменты физическое развитие ребенка идет полным ходом.

Упал? Ну и что? Пусть поднимается сам. В вашем неучастии тоже есть элемент воспитания. Малыш сам должен научиться справляться с трудностями, чтобы во взрослой жизни он не дожидался вашей помощи по любому поводу. Единственное, на что он должен рассчитывать, так это на вашу моральную поддержку, на ласковое слово.

Учимся кушать самостоятельно

Если развитие ребенка проходит нормально, то после года он должен самостоятельно управляться с ложкой. Если же малыш пока еще не научился это делать, активизируйте свои действия в данном направлении, ведь некоторые проявляют способности в этом еще до годовалого возраста.

Как научить ребенка кушать самостоятельно? А сложного в этом ничего и нет. Просто не делайте ложку запретным предметом. Если малыш хватает ее, не запрещайте играть с ней, ему же надо изучить ее… Он понимает, для чего нужен этот предмет и, пытаясь подражать вам, будет пробовать использовать его по назначению. Разумеется, первая попытка будет неудачной, однако, науку эту он освоит быстро. Наберитесь терпения, не ругайте его, когда он «вымазывается» кашей. Уже к 15 месяцам многие дети в полной мере осваиваются и владеют ложкой, может быть, не так виртуозно, но уверенно, во всяком случае, могут обходиться без помощи мамы.

Если вы замечаете, что ребенок не прочь позабавиться во время еды и отвлекается, попытайтесь пресекать это поведение – просто заберите еду и спрячьте его тарелку. В точности так же поступайте и в следующее кормление. Тогда он сообразит, что баловаться не стоит.

Повышенная подвижность

В период от 1,5 лет и до 2, когда малыш слишком подвижный, но не очень ловкий, будьте максимально терпеливыми. Окрики и ругань – не лучшие помощники в этом, они лишь будут вызывать постоянное ощущение вины, а это со временем разовьет в нем комплексы. Подвижность – это хороший признак. Тихий ребенок, который всего боится и не дает повода пригрозить ему пальчиком, – не очень нормальное явление.

Вашему малышу 2 годика

В этом возрасте его движения уже менее активны, зато он становится более общительным. С каждым днем пополняется словарный запас ребенка: он многое спрашивает и без умолку повторяет ваши слова, словно ваше эхо. С удовольствием контактирует с окружающими, говорит даже со своими игрушками. В вашу задачу входит как можно больше говорить с малышом, позаботиться о его обществе, ибо развитие ребенка будет нормальным только в общении.

От 2 до 2,5 лет ребенок уверенно бегает, а из-за этого повышается и опасность травм, поэтому родителям надо быть начеку. Развитие не стоит на месте и, как обычно, ребенок продолжает приобретать навыки. Используйте эти моменты во благо – дайте ему возможность поучаствовать в ваших домашних делах, пусть он станет вам помощником.

Малышу скоро 3, и начался период вопросов…

Вы, наверное, поняли, что настало время «почемучек». Данное испытание нужно пройти. Можете приготовиться к тому, что закончится это нескоро. Только терпение, достойное похвалы, даст свои плоды.

Не нужно отмахиваться от его вопросов – это будет непростительной ошибкой в воспитании развивающегося ребенка. Не забывайте, что раннее развитие характерно именно для ребенка, который получает ответы на все вопросы. В его возрасте словарный запас должен составлять не менее 300 слов. И только в ваших силах приумножить его. Когда ваш малыш станет взрослым, он будет благодарен вам за это.

Скоро наступит следующий этап в жизни вашего ребенка, когда он перешагнет порог своего трехлетнего юбилея… Но об этом поговорим чуть позже…

Татьяна Алексеевна Наталичева, логопед-дефектолог, специалист по раннему развитию в детском клубе «Пампа Грин»

Поделиться

Твитнуть

Класс

Поделиться

Мы в соцсетях

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: