Посмотрите этот ребенок сильный и смелый, шалун и фантазер, и не боится других детей. И сообразительный и веселый и активный, так четко читает на утреннике стишки, умиляя этим всех родителей. Он – маленький гений и заводила. Естественно у каждого родителя возникнет желание, чтобы так говорили и о его ребенке. Если да, то сразу созревает вопрос, что для этого нужно? И как этого добиться? Каким методом или способом этому научить? Какая методика раннего развития эффективна и какую именно стоит выбрать? И самое важное, не принесут ли вреда эти занятия ребенку?
Креативные и прогрессивные мамы обычно вводят уже своих маленьких гениев в специальные «школы развития» чуть ли не самого рождения. Секции, кружки, репетиторы — все это сразу обрушается на еще неокрепшего человечка. И поколение бабушек в один голос кричат: «Зачем лишайте ребенка детства!». Педагоги, поддерживающие консервативные методы развития настаивают на том, что всему свое время. Медицинский персонал, в свою очередь предупреждает о возможных сколиозах, неврозах, близорукости и так далее. И как поступать в данном случае? Как всегда, истина где-то посередине. Для того чтобы понять, какое выбрать оптимальное направление, и какая методика развития детей подойдет вашему малышу и вам, необходимо знать, какой арсенал методик могут предложить так называемые «педагогические технологии».
Ведь родитель обязан с каждой методикой ознакомится лично, и выбрать, как им кажется наиболее подходящую. Всем известно, что гениями не рождаются, а ими становятся. И поэтому в процессе изучения методик, а впоследствии и объединения лучшего из каждой методики и применение их на практике помогут раскрыть возможности, которые изначально заложены в ребенке самой природой. А также и всесторонне развить и подготовить малыша к уже взрослой жизни. Рассмотрим смысл наиболее популярных и распространенных методик, ориентированных на раннее развитие детей.
Методика Никитиных
Никитины являются родителями семерых детей и знамениты как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. В основе их системы лежит труд, близость к природе, естественность и творчество. Дети-сами себе хозяева, т.е. своим распорядку и поступкам. Родители их ни к чему не принуждают, а только помогают разбираться в философских и жизненных проблемах. Взрослые не опережают детей, а подталкивают и вступают с ними в диалог. Главной задачей Никитиных — это развитие творческих способностей. Их методика раннего развития основывается на принципах:
- свобода детского творчества в занятиях, т.е. не существует специальных уроков, занятий, тренировок. Ребенок занимается столько, сколько ему хочется при этом спорт сочетается с другими видами деятельности;
- спортивная обстановка в доме и легкая одежда: спортивный инвентарь должен входить в повседневную жизнь ребенка самого раннего детства и быть таким же обыденным доля ребенка как например, мебель.
- неравнодушие родителей к тому, как и что у ребенка получается, да и в целом к самой жизни ребенка (обязательное участие в играх, соревнованиях). При этом родители должны придерживаться одной цели: не мешать развитию малыша, а также не давить, требую определенных навыков. Родители только помогают и создают определенные условия для их развития, при этом ориентируются на желание и самочувствие ребенка.
Каждая Никитинская игра (по словам автора) дает возможность подумать над тем, каким образом ее можно расширить, и какие новые задания к ней добавить, чтобы ее усовершенствовать. В основном практически все игры представлены в виде головоломок, направленных на развитие образного и логического мышления. Это своего рода НАБОР ЗАДАЧ, которые малыш решает при помощи кубиков, квадратов из пластика или картона, кирпичиков, деталей конструктора и т.п.
Методика Марии Монтессори
Создала своеобразную педагогическую систему, которая максимально приближена к ситуации, когда ребенок сам обучается. Данная система предусматривает раннее развитие детей и состоит из 3 частей: ребенок, окружающая среда, учитель. Ее методика развития детей основано на девизе: «Помоги мне это сделать самому» и построена на самопостроении личности ребенка им же самим, исходя из внутреннего потенциала. Автор выделила впитывающее мышление и возрастную чувствительность (сензитивность). Известно, что ребенок обладает совсем иной формой мышления, чем взрослые, т.е. он впитывает все происходящее в окружающей его среде. И если родитель желают чтобы их ребенок хорошо развивался, они должны создать вокруг малыша такую среду, где он мог бы найти все то, что ему необходимо для полноценного развития: способы рациональной деятельности с предметами, образцы социального положительного поведения и способы эмоционального реагирования. При этом также у ребенка должна быть возможность и «впитать» правильную речь. Кроме того Монтессори выделяет сензитивные периоды в развитии детей, на которые взрослые не могут повлиять. Игры методики автора включают в себя материалы по практической жизни, сенсорике, развитию речи математике, письму и чтению. И все они направлены для развития образного мышления.
Методика Глена Домана
Доман был уверен, что основу любого знания, умения и профессии составляют факты, т.е. без фактов нет знаний. И если набор этих фактов велик, то база знаний будет выше среднего. И знания составляют базис интеллекта. Автор доказывает, что усвоение ребенком полезных фактов (биты информации) будет служить непременным ключом к развитию интеллекта. И поскольку дети все новое схватывают с огромной скоростью и достаточно легко, то и качество информации должна быть соответственной (а не путанной и неточной). На этом и построена методика развития детей Домана. Цель занятий — познакомить ребенка с тысячами ясных, точных и интересных фактов. Но при этом факты должны строго систематизироваться по категориям и разделам знаний (биты). К примеру, если раздел «Литература», категория «Детские писатели», тогда биты «портреты писателей». Рисунки или фото должны быть наклеены на картон размером 30 на 30. А на обратной стороне наносится точная информация. Например, бит Земля-планета солнечной системы, ребенок должен именно так это понимать, а утверждение что Земля — это планета, в которой мы живем, не будет правильным для ребенка.
Методика Николая Зайцева
Педагог-новатор Николай Зайцев настойчиво рекомендует отказаться от традиционных принципов овладения чтением, так как данная технология негативно отражается на здоровье ребенка и его психомоторном развитии. Главным его пособием являются «Кубики Зайцева», которые основаны на естественной потребности любого ребенка в игре и системности подачи материала. Эта методика раннего развития несет малышу только радость и не влияет негативно на его здоровье. Весь материал должен подаваться в игровой форме. И дети могут играть в эти пособия, как группами, так и поодиночке. Автор представляет единицу языка не в слоге, а в складе, который представляет собой пару из согласной с гласной, или из согласной с мягким или твердым знаком, а также и одной буквы. Каждому складу отведена отдельная грань на кубике. Пользуясь складами на кубике, ребенок пытается составлять слова. «Кубики Зайцева» различны по размеру, цвету, и звону, который они создают. Это очень помогает ребенку отличать, где звонкие и мягкие, согласные и гласные. Все пособия Зайцева очень хорошо подходят практически всем детям – сильным и слабым, медленным и быстрым.
Постулаты раннего развития
В первый год организм грудничка претерпевает колоссальные изменения, а развитие его идет быстрыми темпами. В этот период младенец активно познает мир, набирает пассивный словарный запас, строит свои первые логические связи. Считается, что первые год-два являются «некомпенсируемыми»: если ребенок не узнает что-то вовремя, то в дальнейшем ему будет сложно освоить это. Раннее развитие не дает младенцу «упустить шанс» и дает малышу максимум информации в этот период, закладывая надежный интеллектуальный фундамент.
Но все же следование развивающим методикам требует аккуратности и внимательности от родителей, поскольку их неосторожное и навязчивое применение может иметь обратный эффект.
- Если младенцу не понравилось занятие, он протестует и плачет, — остановитесь и займите кроху чем-то другим;
- не нужно отрывать грудничка от того, чем он занимается, ради обучения. Если дитя увлеченно играет с обычными кубиками, правильно будет дождаться, когда он закончит;
- все занятия, которые рекомендует выбранная вами методика, должны быть понятны вам и вызывать ваше доверие, а ваши действия должны быть адекватными;
- развитие ребенка должно проходить комплексно, нельзя делать упор только лишь на физические или интеллектуальные занятия, вы должны активно социализировать кроху и развивать его эмоционально.
Вальдорфская методика
Данная система обучения, построенная на принципах вальдорфской педагогики и весьма отличается от традиционной. Предусматривается, что процесс обучения детей тесно связан с возрастными особенностями развития ребенка и построен таким образом, что необходимые знания по определенному предмету он будет получать только в тот период, когда наиболее будет к этому подготовлен. При этом оценки ученикам не выставляются, а они заменены педагогическими характеристиками. В начальной же школе большое внимание уделено развитию у ребенка мелкой моторики. Так дети обучаются вышиванию, лепке, обработке камня. Все материалы, которые используют дети в процессе обучения, являются природными, натуральными. Важным составляющим обучения вальдорфских школ – это занятие эвритмией (художественное музыкальное движение), что совершенствуют межполушарную координацию. Кроме того обязательным условием является занятие музыкой. Основные достоинства такой школы в том, что делается сильный упор на творческое развитие ребенка, индивидуальный подход и отсутствие шкалы оценок. Таким образом, обучение детей проходят более гармонично. Особенность методики вальдорфской методики развития в детском саду в том, что ребенка следует оставлять как можно дольше (7 лет) в образно-сказочном, собственном мире. Минимально работать с логикой, а делать упор на физическое развитие: как ребенок дышит, разговаривает и двигается. Важно только духовное развитие и воспитание.
Методы
Для начала нужно познакомиться, какие именно методы развития памяти у детей есть и какие из них можно удачно реализовать в домашних условиях. Не лишним будет узнать также в детском саду и в школе, что используют там, чтобы не было противоречий в педагогических системах.
Игры
Так как ведущей деятельностью в детском возрасте является игровая (особенно у дошколят и в начальной школе), этот метод развития памяти считается одним из самых эффективных. Выбор достаточно большой. Главное — вписаться в возрастные рамки.
Для развития зрительной памяти
- «Идём на выставку»
Даётся иллюстрация, картинка, репродукция художественного полотна (в зависимости от возраста) для изучения на 30-60 секунд. Задача — подробно описать её.
- «Аукцион»
Выставляется несколько игрушек и через минуту убирается. Кто больше и подробнее опишет понравившиеся предметы, тот выигрывает.
Для развития слуховой памяти
- «Рассказываем сказку»
В группе из 5-7 человек каждый по очереди сочиняет 2-3 предложения, все последующие рассказчики не должны путаться в персонажах и должны продолжать сюжетную линию, чтобы получилась сказка.
- «Магазин»
Проговорить список покупок (количество варьируется в зависимости от возраста), чтобы ребёнок его запомнил.
Данные игры помогут развить память у дошкольников и в начальных классах. Подросткам необходимо предложить нечто иное. В частности, настольные (шахматы, шашки, лото) и компьютерные (стратегии, экшен).
Больше игр на развитие памяти смотрите по ссылке.
Упражнения
Тренировать память хорошо помогают специальные упражнения. Они уже лишены игровой формы и подготавливают детей к тому, что этот процесс зачастую требует усилий и усидчивости. В подростковом возрасте данный метод становится ведущим.
- «Запомни слова»
Взрослый вслух произносит несколько слов, не связанных между собой. Задание — повторить их в той же последовательности сразу, через полчаса и через 2-3 часа.
- «Море звуков»
Включается мелодия или любой звук. Нужно угадать песню, музыкальное произведение или кто произносит подобные звуки и где мы их можем слышать.
- «Кот в мешке»
Запустив руки в закрытый и плотный мешок, нужно ощупать лежащие там предметы и назвать, что это.
- «Юный художник»
Взрослый называет слова, ребёнок их рисует. При этом не обязательно изображать каждую деталь и стремиться к пропорциям и эстетической художественности. Задача — назвать эти слова через час, используя собственные иллюстрации.
Упражнения, развивающие память, хороши тем, что их можно использовать буквально в любом возрасте, правильно подобрав задания. После 12 лет ребёнок может выполнять их самостоятельно, без контроля взрослых.
Техники для различного возраста — в статье ранее.
Нейробика
Нейробика — гимнастика для мозга. Современная развивающая технология, находящаяся на пике популярности. Появились уже программы, адаптированные для детского возраста.
- Устный счёт в уме, без калькулятора.
- Разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок.
- Ходите с ребёнком в детский сад, школу, магазин или просто на прогулку разными маршрутами. Пусть он запоминает особенности каждого.
- Начиная с 10 лет, просите его раз в неделю совершать привычные действия другой рукой: чистить зубы, держать ложку, писать.
- Задавайте элементарный вопрос ребёнку и просите его ответить по-разному.
Пример последнего задания.
Вопрос: какое это яблоко?
Возможные ответы:
- «Вкусное» (зелёное, большое и другие его характеристики с помощью прилагательных).
- «Мне нужно его попробовать, чтобы ответить на этот вопрос».
- «Оно было куплено в магазине» / «Оно было недавно сорвано в саду» и т. д.
Нейробика развивает мышление, мозговую деятельность и интеллектуальные способности, а попутно с ними тренируется и память. Объём запоминаемой информации становится больше.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика синхронизирует работу правого и левого полушарий, а также помогает развивать речевые способности ребёнка в раннем возрасте. Специалисты утверждают, что её нужно обязательно включать в занятия для тренировки памяти от 3 до 10 лет и даже старше. Существует огромное количество комплексов в стихах, которые будут интересны всем деткам:
- Сорока-белобока;
- Зайка;
- Замок;
- Кораблик;
- Ягодки;
- Клён;
- Рыбки и многие другие.
Пример упражнения «Замок»:
Все стихи для упражнений пальчиковой гимнастики читаются взрослыми чётко, ритмично, но не спеша. В первый раз можно сделать всё вместе, а затем попросить ребёнка повторить движения под слова взрослого самостоятельно.
Речевая зарядка
Чтобы развить память у ребёнка, с ним обязательно нужно проговаривать скороговорки. С возрастом они должны становиться всё сложнее и длиннее. Они активизируют речевые зоны мозга и укрепляют нейронные связи.
- Для дошкольников
У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки, Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.
- Для начальной школы
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Для подростков
Сшит колпак не по колпаковски, вылит колокол не по колоколовски. Надо колпак переколпаковать и перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать и перевыколоколовать.
Методика Воскобовича
Эта методика развития детей включает в себя три критерия:
- Раннее развитие детей происходит методом игрового обучения дошкольного возраста;
- Построение конкретной игровой деятельности, при которой развиваются психические процессы памяти, воображения, мышления, внимания и речи;
- Раннее развитие дошкольного творчества.
Воскобич не предлагает ломать существующие порядки, а делает акцент на партнерских отношениях взрослого и ребенка. Ребенка должна окружать интеллектуально-творческая, веселая и непринужденная обстановка. А она сплетается из чувства внешней безопасности, т.е. когда малыш понимает что его проявления не получат негативной и отрицательной оценки взрослых, и кроме того ощущения внутренней раскованности. Все это происходит за счет поддержки его начинаний в творческой деятельности. Вячеслав Воскобович создал серию популярных развивающих детских игр. Квадрат Воскобовича, Геоконт и многие другие методические пособия, и детские игры направлены на ранее развитие детей, а именно логическое мышление, обучение чтению и счету. У ребенка также возникает и мотивационная готовность к школе, так как он уже «наигрался» в дошкольном возрасте и хочет идти в школу ради обучения.
Возрастные особенности
У дошкольников
Возраст: 4-5 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения у детей раннего возраста:
- чем выше интеллектуальные способности и чем лучше развита речь — тем крепче нейронные связи;
- работает в основном непроизвольная память, которая тренируется в процессе игры, увлекая и заинтересовывая ребёнка;
- произвольная ещё плохо развита: нежелательно ставить прямую цель — выучи (запомни) стихотворение, песню и т. д.;
- основная база хранения — кратковременная, но при постоянных тренировках и повторах начинает формироваться долгосрочная;
- основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, врождённые заболевания, педагогическая запущенность.
Основная задача: развивать у детей дошкольного возраста одновременно речь, интеллектуальные способности, внимание и память.
Ведущие типы:
- кратковременная;
- непроизвольная;
- образная.
Самые выигрышные методики:
- игра (как ведущая деятельность в дошкольном возрасте);
- пальчиковая гимнастика;
- речевая зарядка.
Остальные методики (упражнения, мнемотехника) используются, но реже и не так эффективно. Чтобы развитие памяти у детей дошкольного возраста происходило в соответствии с нормами, данным вопросом должны заниматься и воспитатели в детском саду, и родители дома. Если упустить этот момент, в начальной школе возникнут серьёзные проблемы с учёбой.
В начальной школе
Первый этап
Возраст: 6-7 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения у детей младшего школьного возраста:
- всё ярче обнаруживается связь основных психических процессов: мышления, внимания, памяти, речевых особенностей — от уровня сформированности и степени развития одного зависят и другие;
- постепенно начинает включаться в работу произвольная память, когда перед ребёнком ставится конкретная задача выучить что-то посредством элементарных повторений;
- для этого начинают прикладываться усилия, что требует усидчивости;
- от этого напрямую зависит адаптация ребёнка к школе и его успехи в учёбе;
- основной базой хранения остаётся кратковременная, но при этом интенсивно и достаточно быстро формируется долгосрочная;
- причины нарушений и проблем — психологическая травма, педагогическая запущенность.
Основная задача: развить память и внимание, подготовить ребёнка к новым видам занятий.
Ведущие типы:
- кратковременная;
- непроизвольная;
- образная, эмоциональная.
Самые выигрышные методики:
- дидактическая игра;
- пальчиковая гимнастика;
- речевая зарядка;
- упражнения.
Второй этап
Возраст: 8-9 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения у младших школьников:
- связь психических процессов начинает ослабевать: развивается в первую очередь то, на что был сделан упор, — высокий IQ или грамотная речь без ошибок в этом возрасте не являются гарантией крепкой и хорошей памяти;
- усидчивые, успешные в учёбе дети понимают, как важно развивать произвольную, выборочную память, тогда как для трудных учеников ведущей остаётся непроизвольная;
- многократные повторения и заучивания наизусть обязательны;
- баланс между краткосрочной и долговременной памятью достаточно индивидуален: у кого-то ведущей базой хранения информации остаётся первая, у других её догоняет последняя;
- основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, перенесённые инфекционные заболевания, педагогическая запущенность.
Основная задача: использование разнообразных методик, чтобы развить разные виды памяти.
Ведущие типы:
- кратковременная;
- произвольная и непроизвольная — одинаково;
- образная, эмоциональная, двигательная.
Самые выигрышные методики:
- дидактическая игра;
- речевая зарядка;
- упражнения;
- логические задачи.
Развивать память у маленьких учеников в начальной школе должны в первую очередь учителя, а родители и психологи активно им помогать.
В среднем звене
Возраст: 10-12 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения в переходный период:
- если речь и внимание на предыдущих этапах были развиты недостаточно, хромают и мышление с памятью, но последние более тесно связаны между собой, поэтому их следует продолжать развивать параллельно;
- несмотря на то, что непроизвольная память остаётся наиболее эффективной и не вызывающей затруднений, на первый план выходит произвольная, так как именно она обеспечивает возможность запоминать требуемый объём учебного материала;
- продолжаются многократные повторения и заучивания наизусть как основа развития;
- к этому возрасту в норме должна быть полностью сформирована долговременная;
- основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, заболевания, ЧМТ, начало пубертатного периода.
Основная задача: развить память ребёнку в плане объёма, чтобы подготовить его к старшему звену.
Ведущие типы:
- кратковременная и долговременная;
- произвольная;
- образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая.
Самые выигрышные методики:
- дидактическая игра;
- упражнения;
- нейробика;
- логические задачи.
Развитием памяти у детей в среднем звене школы занимаются учителя-предметники, родители и при необходимости психологи.
У подростков
Первый этап
Возраст: 12-13 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения в младшем подростковом возрасте:
- развитие разных психических процессов постепенно выравнивается;
- произвольная память полностью сформирована, ребёнок умеет её использовать на все 100;
- сокращается количество повторений, заучивание наизусть используется только для стихотворений и формул, потому что основой становится личностный опыт и полное усвоение информации, которую необходимо зафиксировать;
- подросток учится использовать долговременную, но при этом необходимо постоянно тренировать и краткосрочную;
- для расширения кругозора рекомендуется начать посещать кружки, секции, найти хобби;
- основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, гормональный сбой в результате полового созревания, перенесённые заболевания.
Основная задача: улучшить память, если какие-то моменты до этого были упущены, и развивать её в плане объёма и многообразия типов.
Ведущие типы:
- кратковременная и долговременная;
- произвольная;
- образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая.
Самые выигрышные методики:
- упражнения;
- нейробика;
- компьютерные и настольные игры;
- логические задачи.
Второй этап
Возраст: 14-17 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения в старшем подростковом возрасте:
- для дальнейшего развития основных психических процессов школьной программы становится мало, необходимо постоянно давать подростку дополнительную нагрузку;
- произвольная и непроизвольная по степени значимости и частоте использования выравниваются;
- для запоминания информации при хорошо развитом мышлении достаточно её понимания и личной заинтересованности в ней;
- по своему функционированию выравниваются долгосрочная и кратковременная;
- развитие максимально приближается к состоянию памяти у взрослого человека;
- основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, образ жизни (неправильное питание, курение, алкоголь), половое созревание.
Основная задача: переходить на более сложные методики, максимально приближенные к упражнениям и заданиям для взрослых.
Ведущие типы:
- кратковременная и долговременная;
- произвольная;
- образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая.
Самые выигрышные методики:
- упражнения;
- компьютерные игры;
- квесты;
- мнемотехника;
- нейробика;
- логические задачи.
Учителя-предметники в старшей школе продолжают подбирать для учеников задания, чтобы развить память и другие психические функции. Роль родителей в этом вопросе постепенно сходит на нет, так как подростки сами начинают интересоваться упражнениями, тестами, задачами и мнемотехниками для индивидуальных тренировок.
Методика Занкова
Основана на индивидуальных интересах, способностях и желаниях каждого ребенка в отдельности при помощи «психодидактики». При помощи упражнений и игр у детей формируется стремление и умение к процессу обучения. Также большое внимание уделяется нравственному и эстетическому воспитанию ребенка. Занятия первоначальном своём этапе строятся по принципу от целостного к частному. Занков рекомендует начинать занятия по его методики постепенно и сравнивает их с бусинами, которые различны по размеру, но нанизаны на одну нитку. Вся система автора направлена на то, чтобы научить, но не навредить. В результате у ребенка развивается способность проведения анализа информации, изложение своих мыслей на бумаге или вслух (например, звучит спокойная, классическая музыка и дети должны воспроизвести свои ассоциации на бумаге). Также малыш должен приобщаться к коллективу, участвовать в групповых обсуждениях и и доказывать свою точку зрения. Кроме того прислушиваться и каждому члену группы и развивать способность делать определенные выводы.
Какие способности называют интеллектуальными?
Умственные данные маленького ребёнка иногда путают с информированностью, или с навыком использовать разные алгоритмы. Но это не одно и то же. Способности не являются знаниями или навыками. Их следует сравнивать с механизмом, который позволяет получать опредёленный багаж знаний, управлять им, а ещё научиться выполнять различные действия. Интеллектуальные способности – это мышление, которое организовано внутри человека, его деятельные активные мысли.
Лучшее время для формирования интеллекта – это дошкольный возраст, когда малыш занимается анализом информации, рассуждениями. В это время он начинает понимать законы природы и связи между причинами и следствиями.