В прошлой статье я рассказал как сделать бизиборд своими руками. Сегодня я расскажу про суть и принципы методики Монтессори.
Методика Монтессори была разработана в начале прошлого века, но до сих пор является одной из самых ключевых и популярных методик раннего развития детей. Миллионы детей по всему миру обучаются в центрах Монтессори под чутким присмотром сертифицированных специалистов.
Такую популярность методика получила не спроста, ведь Мария Монтессори сделала переворот в системе образование. Она сильно опередила свое время и современные исследования подтверждают неоспоримую пользу методики.
Историческая справка
Основоположником этой методики является Мария Монтессори (1870-1952г) — детский педагог, одна из первых женщин-врачей и первая женщина с докторской степенью в Италии.
После учебы работала в психбольнице и посещала приюты для умалишенных. Там она встретила детей, которым было трудно учиться из-за задержки психического развития.
Хочу заметить, что в то время никто не занимался развитием таких детей. Так как Мария была прирожденным реформатором и даже отстаивала права женщин в стране, то ситуация с детьми ее тоже не устроила и она решила с этим активно бороться.
Мария возглавляет новую школу, созданную специально для обучения детей с ограниченными возможностями.
Она считала, что у этих детей есть потенциал, который можно раскрыть.
Вместе со своим коллегой, а в будущем и мужем, они начинают разработку и внедрение своей образовательно-развивающей системы и добиваются колоссальных успехов.
Позднее Мария выступает на конференции с докладом о своих достижениях. Она настолько всех поразила, что в Риме появляется институт, который она возглавила и продолжила свою работу.
Массовые тесты с участием независимых экспертов доказали невероятное: отсталые дети, обучающиеся по методике, стали лучше читать, писать и считать, чем обычные дети.
Мария понимает, что классические методы обучения крайне неэффективны и решает перенести свою систему на обычных детей. Она открывает свою первую школу и вскоре о методике узнает весь мир.
Позднее она основала международную ассоциацию Монтессори, которая работает и по сей день.
Мнение специалистов по детскому воспитанию
Основные принципы методики Монтессори имеют видимое преимущество, так как позволяет ребенку развиваться самостоятельно, вырабатывая уверенность в себе. Однако, по мнению многих педагогов, она имеет и отрицательные стороны:
- Малыш может таким образом получить хорошие навыки в области моторики, логики, повысить свои интеллектуальные способности. Но при этом остается нетронутой сфера эмоций и творческий потенциал.
- Нет игровых форм обучения, которые позволяют лучше узнать мир и изучать взаимоотношения между людьми. И это большой минус, поскольку игра, как считают ученые, является ведущей формой обучения малышей дошкольного возраста.
- Психологи не советуют применять данную методику для детей, которые имеют застенчивый и робкий характер. У них отсутствует возможность, а иногда и желание попросить помощи своевременно, и это может увеличивать замкнутость и привести в дальнейшем к еще большим проблемам с коммуникацией.
- Демократичная атмосфера коллектива, который занимается по методике Монтессори, сильно отличается от обычных социальных групп в школах и детских садах. Поэтому малышу будет труднее, чем его сверстникам проходить адаптацию.
В наше время многие учебные центры не используют такой метод в его первоначальном виде. Берется все самое передовое, и добавляются новые элементы, которых не хватает для полноценного развития.
Суть методики Монтессори
Девиз методики: “Помоги мне сделать это самому”. И этот девиз дает понять, что суть методики заключается в самостоятельном и свободном обучении ребенка.
Ребенку не нужно навязывать какие-то определенные знания в определенный период жизни. Ребенок сам тянется к тем знаниям, которые необходимы ему в данный момент.
Ребенок помещается в специальную обучающую среду с дидактическими материалами. Педагог не вправе наказывать, поощрять или обучать ребенка и прибегает к помощи только в случае острой необходимости.
А ребенок, в свою очередь, вправе сам выбирать материалы, с которыми будет заниматься. Каждый малыш уникален, поэтому не допускается оценивать или сравнивать между собой малышей.
Среди родителей существует миф, что эта методика разлагает дисциплинированность ребенка. Но это вовсе не так. В классах Монтессори нет хаоса, беспорядков или шума, т.к. все же существует ряд правил для всех детей, которые необходимо соблюдать:
- не следует мешать другому ребенку, если тот занят
- выбирая место для занятия — стоит учитывать мнение и интересы других
- не нужно шуметь — это может помешать остальным
- закончил занятие — убери материалы на место, оставив за собой чистоту
- если материал занят — жди и наблюдай или займись чем-то другим
В этом и есть суть этой методики. Но суть — это только вершина айсберга, по которой сложно судить об объемах подводной части. Давайте разберемся немного подробнее и рассмотрим основные принципы этой системы.
Наше мнение
Методика раннего воспитания итальянского доктора и ученого Марии Монтессори достаточно интересна и своеобразна. Дети, воспитанные в монтессори-классах, самостоятельны и уверены в себе, умеют решать бытовые проблемы. Они не только отстаивают свое мнение, но и способны нести ответственность за собственные поступки. Если у вас есть желание видеть эти качества в своем ребенке, попробуйте прочитать несколько книг и пособий автора: “Дом ребенка”, “Мой метод”, “Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет”, «Помоги мне это сделать самому», “Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается”, “Самовоспитание и самообучение в начальной школе (сборник)”, “Дети – другие”, “Домашняя школа Монтессори (комплект из 8 книг)”, “Впитывающий разум ребенка”, “После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития” – и возьмите на заметку некоторые советы по детскому развитию и воспитанию.
Далее: Методика Монтессори своими руками: организуем развивающую среду дома
Полезная книга – 60 занятий с ребенком по методике Монтессори
Читаем также о других популярных методиках развития и воспитания:
- Методики раннего воспитания
- Методики раннего развития
Юля на своем опыте делится положительными и отрицательными сторонами методики Монтессори:
Среда Монтессори
Среда представляет собой целый отдельный мир, наполненный различными интересными вещами и в котором ребенок может свободно выбирать какой деятельностью заниматься в данный момент. Вся среда наполнена специальными развивающими и обучающими материалами Монтессори.
Важным моментом в развивающей среде является доступность. Все пособия располагаются так, чтобы ребенок без посторонней помощи мог выбирать себе занятие по душе. Также малыш сам выбирает где, как и с кем ему заниматься, вправе свободно перемещать столы и стулья для более удобного изучения материала.
Развивающая среда разделяется на следующие зоны:
Зона практической жизни
Ребенок попадает на островок бытовой жизни взрослого человека. Здесь есть все то, что понадобится в повседневной жизни: от застегивания молнии до приготовления завтрака.
Занятия делятся на следующие группы:
- уход за собой (чистка и надевание одежды и обуви, приготовление еды)
- уход за окружающей средой (полив цветов, уборка)
- социальные навыки (этикет, правила общения)
Кстати, все предметы не игрушечная бутафория, а самые что ни на есть настоящие.
Зона сенсорного развития
Малыш учится чувствовать и ощущать. Эта зона очень важна для развития, так как познание окружающего мира происходит именно при помощи органов чувств.
Ребенок узнает о таких понятиях, как цвета, масса, формы, размеры, звуки и даже вкусы и запахи. Стоит заметить, что каждое отдельное обучающее пособие посвящено только одному определенному параметру, концентрируя внимание ребенка в момент игры только на нем.
Математическая зона
Эта зона связана с сенсорной зоной и большинство математических материалов представлены ребенку в конкретной физической форме, а не в теоретической. Так ребенку гораздо проще разобраться в сути математики и решать довольно таки сложные задачи для своего возраста.
Математика является одной из сильнейших сторон методики Монтессори и это признают даже сторонники других методик раннего развития.
Речевая зона
Ребенок учится письму, чтению и пополняет словарный запас.
Обучение также строится на тактильных ощущениях, это способствует более быстрому и глубокому усвоению материала.
Космическая зона
Космическая зона в методике Монтессори подразумевает изучения окружающего мира.
Сюда входит география, биология(зоология и ботаника) , наука (различные интересные опыты), история и анатомия.
Музыка и человеческий голос
Еще находясь в животике у мамы, малыш начинает прислушиваться к голосам, доносящимся снаружи, человеческий голос для него очень интересен. Он запоминает интонации и тембр голоса самых близких людей, улавливает интонации голоса. Поэтому так важно после рождения малыша, как можно больше разговаривать с ним, говорить, как Вы его любите, рассказывать обо всем, что его окружает. Ваш голос должен быть ласковым: произносите слова четко и без ошибок, пойте малышу песенки.
Особое внимание, как утверждает система Монтессори, следует уделить следующему моменту. Когда Ваш малыш попытается что-нибудь сказать, агукнуть, например, подражайте ему, улавливайте все интонации его голоса и повторяйте. Таким образом, Вы будете стимулировать его к первой речи. Вот увидите: через какое-то время Ваш малыш начнет произносить все новые и новые звуки…
Кроме того, с самого рождения можно уже читать книжки младенцу, показывать картинки, слушать с малышом красивую классическую музыку. Ведь малыш, когда только родился: не умеет ни сидеть, ни ползать, ни бегать. Единственное, что он может, — это разглядывать все, что его окружает. Поэтому так необходимо наполнить его мир красивыми животными, растениями, природой и т.д.
Основная философия педагогики
Школа Монтессори ставит перед собой цель в направлении к самостоятельной деятельности. Задачей педагога является использование всех доступных средств для развития независимости, чувственного восприятия ребят, особое внимание уделяя осязанию. Воспитатель должен с уважением относиться к выбору малыша и создать для него среду, в которой будет комфортно развиваться. Педагог в процессе обучения соблюдает нейтралитет и выступает наблюдателем, помогая ребенку лишь, если тот сам обратиться к нему с просьбой об этом. Монтессори в процессе своей работы прошла к таким выводам:
- ребенок является уникальной личностью уже с момента появления на свет;
- родители и учителя должны лишь помогать малышу раскрывать потенциал, не выступая при этом идеалом в способностях и характере;
- взрослые должны лишь подсказывать малышу в его самостоятельной деятельности, терпеливо дожидаясь проявления инициативы от самого ученика.
- Как найти айфон, если он выключен
- Как стать стюардессой в аэрофлоте
- Биопсия шейки матки