Как научить ребенка алфавиту: интересные методики и советы

Когда начинать?

Универсального ответа на вопрос не существует. Чтобы его найти, нужно отталкиваться от нескольких исходных данных. Причем как от самого ребенка, так и от родителей.

Во-первых, все дети разные. У всех разные способности, разные интересы и разные потребности. Исключая, конечно же, базовые. Один ребенок может до самой школы не интересоваться книжками как таковыми. А потом получать нагоняй от родителей и учителей за низкую успеваемость несмотря на все их старания.

А другой и безо всяких методик, обладая неуемной любознательностью и способностями, тихонько научится читать в уголке. И откроется это совершенно случайно. И неважно, три года было ребенку, или семь.

Во-вторых, родители тоже разные. Одни просто и естественно вовлекают своих чад в мир собственных интересов. Не потому что озабочены вопросами раннего развития. А потому что им кажется естественным приобщить малыша к своей жизни.

Другие руководствуются собственными соображениями. Таким родителям непременно необходимо, чтобы дети изучали по несколько языков, занимались математикой и ходили во все кружки в районе.

То есть получается, что понятия «рано» и «поздно» оказываются очень растяжимыми. Не ищите универсальной нормы, смотрите на собственного ребенка. Уж вы то точно поймете, когда вам будет рано а когда уже – пора.

То есть, даже если у кого-то ребенок может бойко читать по слогам, это не значит, что пора и вашему. И наоборот. Ребенок может быть в ваших глазах еще совсем малышом.

Но живой интерес к книжкам, перелистыванию страниц и разглядыванию картинок – это сигнал, что можно попробовать перейти к буквам. Может, у вас и не получится с первого раза, но попытаться можно.

Если вам все-таки нужен универсальный совет, то он такой: дайте малышу немного подрасти и выйти из младенческого возраста.

Пусть он научится говорить. Как только малыш научится более или менее нормальной коммуникации с вами, его можно начинать чему-то осознанно учить.

Ориентируйтесь на возраст 3-4 года, а там смотрите по обстоятельствам.

А теперь давайте перейдем к процессу.

Как учить детей буквам?

Предположим, что вы определились с целями и поняли, что вашему ребенку пора выучить буквы. Теперь возникает вопрос, как это правильно сделать в домашних условиях, без привлечения специалистов.

Запомните главное правило: чем младше ребенок, тем больше процесс обучения должен походить на игру.

  • Малыш и не поймет никакой иной формы обучения, кроме игры.
  • Другое условие – уроки не должны проходить в напряжении и принуждении. Ребенка не нужно заставлять делать то, что он делать не хочет. Его нужно заинтересовать процессом.
  • В третьих, не нужно высиживать «до победного» целые часы. Здесь тоже лучше всего ориентироваться на возраст. Чем ребенок младше, тем быстрее утомляется.

От возраста зависит и методика, которая лучше всего подойдет. В 3 года ребенок мыслит и воспринимает информацию одним способом. В 4 года – уже другим. А в 5 лет – третьим.

Смотреть обучающее видео как научить детей буквам:

Простые, но эффективные рекомендации

Чтобы облегчить процесс обучения полезным станет приобретение алфавита в виде книги или доски. Буквы могут быть магнитными или нарисованными на карточках, периодически показывайте их и проговаривайте звуки.

Повесьте красочный плакат с алфавитом в детской комнате, чтобы ребёнок мог свободно подходить к нему.

Для того, чтобы процесс стал игровым, нужно выбирать необычный способ подачи информации.

Например, предложите собирать буквы по картинке, из разных предметов: крупа, мелкие игрушки, камушки, песок.

Мама может нарисовать трафарет буквы на небольшой картонной карточке и попросить раскрасить ее, залепив пластилином, либо с помощью клея и подручных средств украсить буковку бусинками, бантиками, крупой, блёстками. Можно сшить красивый алфавит например из фетра.

буквы из фетра

С таким самодельным алфавитом ребёнку будет приятно заниматься.

Детям от 5 лет предложите игру «Найди букву», распечатайте небольшой текст и попросите подчеркнуть или обвести определённую букву, к изучению которой вы приступили, а потом другим цветом обозначить те буквы, которые малыш уже знает.

Отличным весёлым и действенным способом выучить алфавит быстро поможет песенка. Рифмованный текст запоминается намного легче.

Конечно, родителям стоит приобрести различные развивающие пособия. В них найдётся множество заданий, выполняя которые малыш запомнит буквы, слова и скорее всего, начнёт складывать слоги.

Существуют несколько методик, которые обучают чтению не через буквы, а с помощью складов или слогов.

Методика Зайцева предлагает и специально разработанный материал в виде кубиков, которые различаются по цвету, форме и, конечно, составу. Из них можно собрать слова и легко научить ребёнка читать.

Учим буквы в 3 года

Начнем с возраста, в котором малыш уже достаточно вырос для того, чтобы чему-то учиться. Трехлетний малыш по всем показателям еще недостаточно взрослый, чтобы сесть за парту и вдумчиво учить алфавит.

Поэтому для него этот процесс должен быть ненавязчивой веселой игрой. И эта игра должна длиться до тех пор, пока ребенок не начнет уставать. Не обижайтесь, если это случится слишком скоро. И не ждите от него, что он быстро сможет выучить сразу все буквы.

Для уроков лучше использовать специальные развивающие игрушки или яркие книжки-азбуки. Они созданы специально для этой цели.

Для того, чтобы лучше запоминать информацию, трехлетнему ребенку нужен какой-то зрительный образ. Буква должна ассоциироваться с конкретным предметом, который с ней связан.

Именно поэтому все книги такого типа яркие и снабжены красивыми, запоминающимися картинками. Сами буквы без оформления его бы вряд ли заинтересовали. Они воспринимались бы как бессмысленные закорючки. Вроде тех, которые он сам может нарисовать, не вкладывая смысла.

Для него этот способ имеет смысл еще и по другой причине. В 3 года для ребенка еще актуален вопрос постоянного пополнения лексики. Сама его речь еще недостаточно развита.

Поэтому ему легко будет учить буквы запоминая на деле целые слова. Помните, что в таком возрасте малышу еще сложно запоминать отдельные знаки букв.

Следовательно, предоставьте ребенку возможность воспринимать сами буквы как яркий зрительный образ. Хорошо будет, если родители не ограничатся только теми словами, которые в книжках и будут помогать чаду пополнять его словарь. Не помешает здесь и обучение по реальным предметам.

Например, изучая букву «А», вы можете показать ребенку апельсин, дать подержать его повторяя «А», апельсин. Затем очистить его и отправлять малышу, каждую дольку в рот, когда он произнесет «А». Так у ребенка возникнут устойчивые вкусовые и тактильные ассоциации. А как известно ассоциативная память одна из самых устойчивых. То же можно проделать и с ананасом. Одним словом, включите свою фантазию.

Важно, при этом, постоянно проговаривать буквы алфавита, чтобы их он тоже запоминал на слух.

Очень важно стимулировать при этом и развитие памяти 3 летнего малыша.

Учим буквы в 4 года

В этом возрасте ребенок достаточно подрос, чтобы усваивать более сложные вещи. Но и теперь сажать его за парту еще рановато. Он уже может осознавать, что буквы на страницах книг несут какую-то информацию. Он наверняка понимает, что взрослые каким-то образом извлекают из них целые слова.

Но обучение для него пока еще должно быть игрой, хотя уже и при несколько изменившихся условиях.

Четырехлетний ребенок постигает мир не только через зримые образы, но и через воображение. У него достаточно богатый словарный запас и неуемное любопытство. Именно в этом возрасте он начинает забрасывать своих родителей разными вопросами.

Он сам озвучивает, что его интересует. Он смотрит, слушает и запоминает. Его зрительная и слуховая память постоянно развивается. Он стремится к подражанию, повторению. Его память очень цепкая, хотя он и не умеет еще долго на чем-то концентрироваться.

Чтобы чаду было легко пусть ваши уроки будут похожи на игры в ассоциации. Не пытайтесь пока учить буквы алфавита по порядку. Начните с гласных, потому что их запомнить и повторить гораздо легче.

Свяжите воспроизводимые звуки с эмоциями и ситуациями, понятными ребенку. Когда вы будете писать эти буквы, то попробуйте найти для него объяснение, почему они выглядят так, а не иначе. Найдите ассоциацию, которая поможет запомнить их на бумаге. Не забываем и про кубики с буквами, как хорошее наглядное пособие.

Согласные учите парами – глухие и звонкие. Так они быстрее и легче запомнятся. Не нагружайте его сразу и много. Добавляйте новую информацию постепенно, но постоянно повторяйте то, что уже усвоили. Процесс должен быть постепенным. Перед тем, как добавить что-то новое, убедитесь, что ребенок умеет правильно выговаривать буквы, которые учили до этого.

Рекомендую приобрести магнитную азбуку и по мере изучения закреплять буквы на холодильнике. Чтобы они были у ребенка перед глазами, а вы могли невзначай о них упомянуть или попросить малыша еще раз назвать.

Как самостоятельно выучить алфавит с ребенком 5-6 лет?

Возраст 5-6 лет является оптимальным, чтобы начать учиться читать. Главное — научить грамотно говорить, чтобы преподавателю не пришлось его переучивать. Для обучения подойдут такие же упражнения, что и для трех-четырех лет.

Игровая методика изучения 10 гласных за 5 уроков

Эту методику предложил Глен Доман.

Обратите внимание! В её основе — многократное показывание и озвучивание групп символов с их постепенной заменой. Для этого выпускаются специальные карточки, которые разделены по тематикам.

Процесс разбит на 5 уроков:

  1. Изучение пар гласных (А-Я, О-Ё) с использованием легких стихов — «Это – А», «Это – Я». После первых уроков, необходимо проводить закрепление материала, и только потом переходить к следующему шагу.
  2. Изучение первых трех гласных (А-Я, О-Ё, У-Ю) с использованием тех же стихов. Показывают ребенку первые три буквенные пары, а оставшиеся две произносятся самостоятельно, чтобы он не ошибся.
  3. Изучение трех пар гласных (О-Ё, У-Ю, Ы-И). С этого момента, после добавление новой пары, убирают одну из старых пар. Общее количество представляемых букв должно быть не больше шести. Первые 4 буквы озвучивает малыш, а оставшиеся 2 называет взрослый, не позволяя совершить ошибку.
  4. К четвертому уроку запоминаются пары гласных (А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И). После закрепляют последние выученные гласные (Ы и И).
  5. К пятому уроку запоминаются все 10 гласных, остается закрепить последние выученные гласные (Э и Е).

«Говорящая азбука»

Игровая методика обучению согласным

Для изучения согласных, хорошо подойдут следующие игры:

  • Домики. Подготавливают два домика для согласных и гласных. Буквы необходимо прикреплять к соответствующему домику, параллельно произнося их звучание
  • Гости. Используют те же два домика. Буквы решили познакомиться друг с другом. Например, сначала вышел звук «Г» и решил позвать на прогулку звук «А». Проговаривают звучание букв в слух и спрашивают, какой получится слог.
  • Игра с мячиком. Родитель кидает мяч малышу и называет слово. Ребёнок ловит только слова, которые начинаются с гласного или согласного. Второй вариант игры – взрослый кидает мяч, говоря «гласный» или «согласный». Ребенок называет слово, начинающееся с гласной или согласной буквы.

Ставим буквы по порядку

Расстановка букв в алфавитном порядке — один из заключающих этапов изучения. Помочь могут электронные или бумажные плакаты с изображением различных предметов и букв.

Обратите внимание! Использование плакатов сочетает в себе визуальные и ассоциативные принципы обучения, что облегчает процесс восприятия для ребенка.

Учим буквы в 5 лет

В этом возрасте ребенок уже готов сесть за парту.

Возможно, он еще неусидчив, но теперь он уже точно понимает разницу между игрой и учебой.

Некоторые дети даже рады были чуть-чуть побыть совсем как школьники. То есть, в их понимании, люди достаточно взрослые и серьезные.

Ни один малыш не упустит возможности побыть «как большой». Одно только это даст ему на некоторое время заряд энтузиазма для того, чтобы чему-то научиться.

Именно такое желание «повзрослеть» мы как опытные родители и должны использовать, чтобы научить нашего ребенка буквам. Вот здесь уже можно предложить ему серьезные вещи. Показать, если есть возможность, настоящую азбуку, рассказать про алфавит. Если ребенок уже знает какие-то буквы, дело пойдет быстрее. А если он любит книги, то у него будет дополнительный стимул учиться – он наконец-то сможет читать их самостоятельно!

Попробуйте вместе заучить стишки из азбуки, играйте в слова – пятилетний ребенок уже на самом деле достаточно большой для таких игр. Пользуйтесь всеми доступными вам ресурсами. Но не требуйте от него больше, чем он может по способностям.

Пособия в изучении алфавита

Безусловно, главными помощникам в этом нелёгком, но интересном деле будут букварь и азбука. Изучаем, чем отличаются эти пособия.

  • Букварь – это учебное пособие, в котором не только изображены буквы, но и изложены методики обучения чтению, но также содержатся рекомендации для родителей, как лучше выучить алфавит и проводить занятия.
  • Азбука – это ряд пособий, представляющий буквы алфавита в любом варианте. Это могут быть кубики с изображениями букв, карточки, лото, наклейки, различного рода пазлы, наборы букв на магнитах.
  • Особняком в этом ряду стоят стихотворные азбуки – когда буква, ее звучание либо изображение обыгрывается в стихотворной форме. Наиболее приятными для восприятия маленьких детей считаются стихотворные сборники С.Я. Маршака и А. А. Усачева.

Творческие идеи как научить ребенка буквам

  1. Пишем буквы (неординарным способом) чтобы привлечь внимание малыша: палочкой на песке или снегу, мелом или водным пистолетом на асфальте, пальцем на крупе…
  2. Лепим буквы: из пластилина, из глины, теста …
  3. Раскрашиваем буквы вместе с ребенком, через заранее приготовленный трафарет. Можно даже пальчиком…
  4. Буквенная аппликация из макарон, ракушек, камушков…
  5. Вырезаем вместе известные малышу крупные буквы из старых журналов. Увлекательные вырезалки с составлением простых слов.
  6. Нажимаем на компьютере. Открываем текстовый редактор»World». Устанавливаем крупный красный шрифт и играем в нажималки.

Подробнее о том как научить ребенка буквам в полезном видео:

Буква Ж

Жук жужжит: – Я очень слаб! У меня всего шесть лап! Помогите ж-ж-же уж-ж-же! Вот такая буква Же!

С буквой «Ж» у нас с Машей вышла история. Мы нарисовали жука сначала со всем шестью лапами! И только когда Маша вместо «Ж» стала рисовать осьминога, заметили ошибку. Пришлось нам нашему жуку две лапы вперёд вытягивать и брать в них чемодан на колёсиках!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: