Как я вырос за этот год, или поведенческие особенности
Вспомним немного основные особенности интеллектуального развития ребенка в возрасте 12 месяцев, итак, Ваш малыш уже умеет: 1. Сознательный словарный запас составляет уже два десятка слов, в том числе понятия «можно – нельзя», «где», «дай» и т.д. Активно используются собственные слова, обозначающие базовые предметы и понятия, встречающиеся малышу в повседневной жизни. 2. Все активнее проявляется интерес к другим детям, правда о взаимоотношениях в коллективе крохе пока мало что известно, поэтому контакт с ровесниками иногда заканчивается конфликтом. 3. Проявляются поведенческие реакции на ту или иную ситуацию, кроха начинает «испытывать» взрослых на прочность: «а что будет, если я уроню игрушку», буду баловаться вместо того, чтобы кушать или спать т.д.» Будьте внимательны: маленький член семьи сейчас словно искусный кукловод, моментально улавливающий момент, когда взрослые дали слабину – не стоит на данном этапе давать малышу возможность совершать недопустимые вещи, поскольку чем старше он становится, тем сложнее будет без конфликтов его «перевоспитать». 4. Развивается долговременная память: кроха помнит действия и ситуации, происходившие ранее. Кроме того, сейчас он уже в состоянии запомнить других людей, которых видит не так часто, как маму и папу, например бабушку или тетю, приезжающую в гости раз в месяц. 5. По-прежнему, как и все 12 месяцев до этого дня и еще долгие годы после малыш постоянно занят исследованием окружающего мира каждый день, покоряя все новые и новые горизонты. Пусть пока они очень маленькие и незначительные – книжный шкаф или стиральную машину, мамину сумку или соседскую кошку — все новое удивительно интересно и познавательно для ребенка, и это здорово!
Подвижные игры для маленьких детей
Подвижные игры представляют собой веселую игру, в которой участвует ваш ребенок и вы либо его сверстник.
Самая распространенная детская игра — догонялки. В случае если вы сами играете с малышом, вам придется немного поддаваться. Делать это необходимо реалистично, иначе ребенок усомнится в своих способностях и перестанет вам доверять.
Также очень полезно разыгрывать с ребенком различные ролевые игры, в которых он может быть супергероем, спасающим вас, например, из кладовки или свою игрушку, запертую в стиральной машине.
Одна из самых любимых детских игр — прохождение через препятствия. Вам необходимо придумать и соорудить преграды. Например, диван через который необходимо будет перелезть, дорожка с «горящими углями» по которой нужно пробежать очень быстро, что бы ни обжечься и т. д. Когда малыш благополучно преодолеет препятствия, он выиграет ценный приз — конфету!
Купите для ребенка мяч и играйте с ним в футбол, баскетбол, волейбол и прочие спортивные игры. Когда малыш подрастет, запишите его в спортивную секцию, это даст ему возможность научиться коллективной игре.
Развиваемся и играем
Играть с годовалым ребенком становятся все сложнее и интереснее: малыш с интересом изучает свойства предметов, а в некоторых случаях проявляет удивительную смекалку. Все игрушки для малыша должны легко обрабатываться, в них должны отсутствовать мелкие детали, а сломать или оторвать ту или иную часть игрушки малышу должно быть не под силу. Выбирая игрушки для маленького ребенка, помните о том, что юный исследователь почти наверняка решит попробовать их на зубок, поэтому предпочтение лучше отдавать высококачественным вариантам из безопасных материалов.
Компьютерные игры для маленьких детей
В последнее время стали очень популярны компьютерные игры для детей. Это всевозможные бродилки, обучалки, собиралки, стрелялки и т. д. Зачастую они приходятся детям по душе, а порой даже заменяют обычные увлечения. В компьютерных играх есть польза — они являются идеальным вариантом для детей, которым не сидится на месте, к тому же многие игры являются познавательными. Например, некоторые из них могут в игровой, ненавязчивой форме передать малышу знания о литературе, истории, географии и т. д.
Однако в таких играх есть и вред — они затягивают и увлекают маленького игрока, поэтому очень важно с самого начала, поставить ограничения на время пребывания ребенка за компьютером. Разрешайте чаду поиграть, но не дольше сорока минут в день! Оставшееся время разумнее провести на свежем воздухе, за игрой в мяч.
Помните, что компьютерные игры для маленьких детей не должны передавать агрессии, демонстрировать жестоких сцен и содержать ненормативную и грубую речь.
Как играть с годовалым ребенком
Я бы разделила игры на две категории.
- Первая – это игры развивающие
- Вторая – игры увеселительного характера
Развивающие игры с детьми в 1 год
Первая группа игр для годовалых деток может быть уже достаточна разнообразна: начиная от игр для развития мелкой моторики, заканчивая чтением книг. В арсенале мамы должны быть такие развивающие игрушки как: кубики, пирамидки, матрешки или «гнезда», каталки на колесиках и машинки, мячи, простые игрушечные музыкальные инструменты (барабан или металлофон).
Для изучения новых слов, названий предметов, животных, частей тела очень хорошо и полезно играть в игру «найди предмет»: например, Вы можете показать крохе глазки у любимой игрушки или в книжке, а потом попросить найти их самостоятельно. Если в более ранние месяцы такие занятия с ребенком уже проводились, кроха без труда усвоит правила и с удовольствием поиграет с Вами.
- «Прятки»
— примерно тот же самый вариант, что и описанный выше, только с поиском хорошо знакомой вещи — прятать игрушку, играя с ребенком 12 месяцев нужно так, чтобы малыш видел, куда Вы ее положили – за спину или под одеяло. - «Коробочка с сокровищами»
— такую игрушку можно сделать самостоятельно из старой обувной коробки и цветной бумаги. Сделайте в ней несколько прорезей разной формы и размера, так, чтобы ребёнок мог поместить внутрь небольшие игрушки. Коробочек можно сделать несколько, например одну с отверстием, в которое малыш без труда опустит ручку, а с другой необходимо будет предварительно снять крышу, чтобы извлечь опущенное через прорезь содержимое. - «Первые картины»
— ребенок с удовольствием будет размазывать краски по листу бумаги, создавая свои первые «шедевры» — палочки, кружочки, галочки. Приобретите специальные пальчиковые краски – они абсолютно безвредны для ребенка. Помните. Что для проведения художественных занятий с годовалым ребенком необходимо предварительно защитить интерьер и одеть на малыша «спец костюм», который не жалко будет испачкать. Любые занятия с красками должны проходить под контролем взрослых, во избежание проглатывания материалов.
Я с удовольствием поделюсь с вами теми играми которые очень нравились моим деткам и моим воспитанникам в детском саду.
- Конечно, вкладыши.
Причем, в различном их качественном и количественном проявлении. В качестве вкладышей могут служить и кастрюли различной величины, и пластмассовые контейнеры, матрешки, фабричные варианты этой игрушки. - На лидирующих позициях, так же, долгое время, уже остаются звуковые игрушки, книжки.
Очень интересно деткам этого возраста повторять звуки, которые издает, скажем, коровка, петушок, капает дождик и т.д., так в игре, незаметно, вы знакомите малыша с окружающим миром. - И, конечно же, чтение книг
. Рано? Нет, конечно, самое время. Выбирайте книги для деток этого возраста с хорошими иллюстрациями. Мне очень нравятся «Тихая сказка» С. Маршака, «Репка», «Колобок», но я думаю, вы сами поймете, что читать вашему малышу.
Пусть это будут 2-3 книги, которые вы будете вместе с ребенком читать каждый день. Дело в том, что дети в этом возрасте достаточно консервативны в восприятии окружающего мира. Они неохотно адаптируются в новых условиях. Им нравятся одни и те же сказки, одни и те же мультики. Поэтому, если вы месяца три будете читать одну сказку, поверьте, вы доставите малышу необыкновенную радость. Ему все там знакомо, он всех там знает, и охотно вместе с вами будет повторять ее содержание, даже если он плохо еще говорит, то мимикой, звуками и жестами малыш расскажет сказку лучше вас.
Конечно, при первом знакомстве с книгой от вас тоже потребуется артистический талант. Читайте не торопясь, рассматривайте все картинки и жестикулируйте. Мой старший сын начал говорить раньше, чем ходить. И очень часто мы с ним читали «Конька –горбунка». В полтора года первую страницу книги он «читал» наизусть.
Возраст с двух до трех лет: «Мама, смотри как я играю»
Примерно в возрасте 2-х лет малыш уже может сам занять себя, чем очень радует родителей. Хотя, мама по-прежнему остается важным участником. Теперь ее очередь быть зрителем, а иногда и рецензентом.
Цель игры: развлечение. Именно с этого возраста игра нужна самому малышу, он «играет», а не повторяет то, что делает мама.
В этот период важную роль имеет «игровое пространство». Отлично, если у ребенка есть своя комната, свой мирок с игрушками, книгами и домиком. Ребенок сам решает, когда ему высыпать на пол весь конструктор, а когда пора «почитать», не нарушайте его маленький «порядок», в своих владениях малыш должен быть единственным хозяином.
Смотрите запись вебинара «Живем, играючи с детьми. Мифы и реальность детской игры!» (бесплатно в ViLine.Клубе)
Как играть: Малыш уже отлично усвоил простые сценарии игры, но ему с трудом удается восстановить верную последовательность. Мишки и зайки моют руки перед сном, а перед прогулкой могут ошибочно «раздеться», а не наоборот. Задача мамы – подсказать как правильно, но не перекраивать сюжет детской игры.
После 2,5 лет малыш сам станет и мамой, и доктором, и продавцом. Этот новый этап можно условно назвать «время диалогов». Мама постоянно общается с новыми людьми, которыми воображает себя малыш.
Скачайте наш чек-лист и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2-х до 5 лет!
Пример простой игры: Купите набор юного доктора, повесьте на дверь табличку с именем «молодого специалиста», в коридоре рассадите в очередь «больных», и лучше, если это будут не игрушки, а родственники, ведь с ними можно разговаривать. Учите малыша «слушать» пациента и выписывать ему рецепт, стучать молоточком по коленкам и делать все то, что он видит на приеме в поликлинике.
Игра с партнером – важный этап, которой ребенок должен освоить к трем годам. Причем в роли партнера должны быть не только родители, но и другие дети. Постепенно вовлекайте в игру сверстников, покажите, что вместе играть веселее и интереснее.
Итак, к возрасту трех лет малыш будет кормить и лечить свои игрушки, будет общаться с ними, пользоваться предметами-заместителями, а также успешно «сотрудничать» в игре с другими малышами.
Смотрите апись вебинара «5 мифов о раннем развитии ребенка» (бесплатно в ViLine.Клубе)
Веселые игры для детей в 1 год
Вторая группа игр увеселительного характера, не менее важна, чем первая для вашего ребенка. Эти игры способствуют позитивному эмоциональному развитию ребенка, и установлению между вами эмоционального контакта. Танцы
–
это нечто.
Веселая музыка, танцующая мама или оба родителя и прикольно подражающий им малыш. Это высший пилотаж создания семейного благополучного микроклимата.
Пение
— пусть слова еще не все выговариваются вашей крохой, но ля-ля или тра-та-та он вполне может выдать. Вспомните простые детские песни и начинайте их петь с ребенком. «Мы едем в далекие края», «Ягода малинка», ну одним словом, если не знаете, найдите сборник детских песенок и вперед.
Можете уже начинать играть в «дочки матери»
. Кормите кукол, пеленайте их, водите на прогулки.
Ну и конечно, супер игра- «Ку-ку» или мини прятки
. Сначала вы прячетесь за диван, дверь, не важно, главное не далеко в поле зрения ребенка. А потом, оп -ля,- «ку-ку». Потом ребенок вам кричит ку-ку. Позовите его, сделайте вид, что не видите. Сто процентные позитивные эмоции обеспечены обеим сторонам.
Все эти игры с годовалым ребенком не должны организовываться перед сном. Иначе ребенок перевозбудится и уложить его будет достаточно проблематично. Придумать игру для развития ребенка 1 года несложно – существует масса простых и эффективных вариантов. Для этого не нужно обладать выдающимися способностями или богатой фантазией, достаточно лишь знать основные особенности поведения малышей, соответственно возрасту – что им интересно и что они умеют, а самое главное – побольше наблюдать за собственным ребенком и его предпочтениями – тогда Вы наверняка найдете способ с интересом и пользой для двоих провести время.
Возраст до года
Пока вашему малышу не исполнилось полугодика, игры носят тактильный характер со словесным сопровождением: — В ванночке: полив водой со словами «Водичка-вода, умой ты меня!» — На пеленальном столике: подуть ребенку в животик «Пу-пу-пу-пупочек!», закрыть себе рукой глаза: «Где мама?» и открыть: «Вот она мама!» Показатель успешности игры – улыбка ребенка. Во что поиграть с маленьким ребенком, уже умеющим сидеть? Приближайте его головку к себе со словами: «Баран-баран…» и легонько соприкасайтесь лбами при слоге «Буц!» Прекрасно получается и «Идёт коза рогатая за малыми ребятами… (изобразите «козу» пальцами). Забодает-забодает Машеньку (дотроньтесь до малыша «рожками»).
В какие еще игры поиграть дома с маленькими детьми? Используйте стихи и музыку: обучите ребенка определенным движениям под вашу песню: «Ладушки-ладушки, где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку!» (ребенок быстро осваивает навык хлопания в ладоши). Потом можно добавить новые движения: «Кашку доели – кыш-кыш полетели (учим махать ручками), на головку сели (ладошки кладутся на голову маленького умника).
Очень хороши парные игры типа «Дай мячик» — «На мячик», собирание пирамидок с поощрительными словами взрослого и другие совместные действия.
Игры с двухлетним ребенком дома
Все малыши любят помогать. Ребенок 2 лет от роду способен различать и запоминать цвета и размеры. Возьмите мытые овощи или фрукты – и отберите вместе красненькие или зелёненькие, разложите по мискам, маленькие или большие – тоже разложите по разным мисочкам.
Уделяйте внимание также развитию речи малыша, его памяти. Стишки типа «Уронили мишку на пол», «Идёт бычок, качается», «Малышок», «Дождик-дождик – капелька» и другие произведения Агнии Барто, Юнны Мориц, Корнея Чуковского начинаем учить с договаривания строк, потом просим рассказать всё. Чтобы было веселее, привлекаем игрушки: куклу, медведя, машинку.
Разучивайте танцы с песнями: «Мишка с куклой бойко топают», «Ножками топ-топ, ручками хлоп-хлоп», песни с сопровождающими движениями – «Вышла курочка гулять…», «Серенькая кошечка села у окошечка» и др. Не получилось сегодня – получится завтра, а получилось – не забывайте хвалить!!!