Нормы развития речи ребенка
Общее недоразвитие речи может отмечаться у ребенка, начиная с рождения.
В зависимости от возраста в норме ребенок должен обладать следующими речевыми навыками:
Возрастной параметр | Речевые навыки ребенка |
До 2 месяцев | Новорожденный реагирует на речь: на тихую с приятной интонацией он улыбается, на крик — начинает плакать. |
С 2 до 3 месяцев | Ребенок начинает произносить отдельные звуки. Например, звуки букв – «а», «м» или «о». |
С 3 до 6 месяцев | Дети начинают произносить сочетания звуков. Самые частые — это «агу», «ба», «па» и так далее. |
После 6 и до 9 месяцев | Ребенок может произносить слова из простых слогов. Например, «па-па», «ма-ма», «ба-ба». Также может повторять простые звуки за животными («мяу», «гав», «му»). С данного возраста необходимо начинать развивать речь ребенка. |
С 9 до 12 месяцев | В словарный запас детей входит от 5 до 20 простых слов. Ребенок может построить простые предложения – «мама дай», «папа на». |
С 1 до 3 лет | В данный период словарный запас детей может увеличиться до 500 слов. При этом они одним словом и мимикой могут выражать целое предложение. Например, слово «биби» может означать, что проехала или просигналила машина. Ближе к 3 годам ребенок может произносить предложения из 3-5 слов, но при этом могут быть исковерканы некоторые звуки. Самыми частыми являются шипящие, а также звук от букв «Л» и «Р». |
С 3 до 7 лет | В словарный запас ребенка входит около 3000 слов. Он может логически мыслить и практически правильно строить предложения. Могут возникать трудности со склонением слов («мама спать», вместо «мама спит») и родовой принадлежности предмета («папа уснула»). Проблемы с произношением труднопроизносимых звуков к 7 годам проходят. |
После 7 лет | Словарный запас ребенка достаточно обширный, он должен уметь выговаривать все звуки и сочетания слогов. |
Небольшие отклонения в развитии речи допустимы, но, чтобы точно определить, не является ли это патологией, нужно пройти обследование у специалиста.
Определение
Общее недоразвитие речи 1 уровня — тяжелая форма речевого дефекта, характерно для “безречевых” детей с нормальным уровнем интеллекта и здоровым слухом. У такого ребенка наблюдаются нарушения всех компонентов языковой системы, при этом несоблюдение языковых норм очень грубое. Дети с ОНР 1 уровня нарушают правила фонетики, грамматики, лексики, фонематики. У них несвязная речь, похожая на лепет, или она почти отсутствует. Данное заболевание может быть обнаружено и диагностировано с 3-4 лет.
Термин “общее недоразвитие речи” (ОНР) был введен в науку советским педагогом, психологом, научным сотрудником института дефектологии РСФСР, НИИ дефектологии — Розой Евгеньевной Левиной.
Ею была разработана концепция общего недоразвития речи в 1960-х годах — это стало главной заслугой Р. Е. Левиной в науке и педагогике, на основе этого труда она защитила докторскую диссертацию.
После длительного исследования младших дошкольников, Левина пришла к выводу, что именно недоразвития речи часто приводят к неуспеваемости в школе. Разработала методику коррекционной работы при ОНР 1-3 уровня, провела ее апробацию на практике и доказала эффективность.
Характеристика ОНР 1 уровня подробно описана в научной работе Р. Е. Левиной “Основы теории и практики логопедии”, выпущенной в 1967 году. Эта книга полезна практикующим логопедам, психологам, дефектологам.
Общее недоразвитие речи у детей
ОНР не является редкостью, патология фиксируется примерно у 40% детей от 3 до 7 лет. При этом недоразвитость речи делится на 4 степени тяжести, которые рассмотрены далее.
ОНР 1 уровня
Речь у детей с первым уровнем практически отсутствует. Ребенок максимум может составлять предложение из 1-2 слов, при этом часть звуков произносится неправильно и сказанное сопровождается мимикой. Значение большинства слов для ребенка непонятны. Например, слог «на» может означать не только «надо», но и «дай». Речевое развитие соответствует возрасту 3-9 месяцев.
ОНР 2 уровня
Дети со вторым уровнем могут строить предложения из 2-4 слов. Но при этом присутствует плохое выговаривание некоторых звуков или полное их не произношение. Например, «вампа» — лампа, «ыба» — рыба или «сяй» — чай.
Новые слова ребенок запоминает с трудом, часто неправильно склоняет по падежам, а также не понимает различия между буквами и цифрами. Речевое развитие схоже с возрастом детей от года до 3 лет.
ОНР 3 уровня
Дети с третьим уровнем могут строить короткие, но связные предложения, при этом возникают затруднения в объединении разных частей речи. Например, «я есть» — я поел или «я ехать автобус» – я ехал в автобусе.
Произношение звуков с ошибками встречается редко, но возможна перемена букв местами («кобалса», вместо «колбаса»). Словарный запас может составлять около 1500 слов, при этом слово «стул» может означать – кресло, табурет и стул.
ОНР 4 уровня
У детей с четвертым уровнем патологии словарный запас может соответствовать возрасту. Но при построении длинных предложений возникают трудности в последовательности выкладывания мыслей. Также ребенку проблематично произношение и словообразование длинных слов. При этом практически все звуки выговариваются правильно.
При тестировании ребенка на ОНР важно учитывать его возраст, а также можно сравнивать речевое развитие со сверстниками (но не равняться на них).
Направленность комплексного коррекционного воздействия
В результате реализации системной психолого-педагогической работы, направленной на стимулирование речевых центров малыша, развитие познавательной и волевой сфер, уровень психического и коммуникативного развития дошкольника должен показать позитивную динамику. Прежде всего это должно быть заметно в усовершенствовании умения правильно воспринимать обращённую к нему речь в соответствии с имеющимися возрастными стандартами. Следует добиваться от ребёнка максимальной правильности звукового оформления слов, передачи их структуры. Усовершенствование и развитие активной коммуникативности происходит за счёт формирования умения пользоваться предложениями разной сложности, объединять фразы в связный монолог. Простейшие навыки пересказа, как правило, также подвергаются усовершенствованию и исправляющему воздействию. ОНР (3 уровень речевого развития) отличается неумением пересказывать услышанный текст, даже если он небольшого объёма. Задача педагогов на этапе коррекции – обучить такому навыку и закрепить успех. Дошкольники, развивающиеся в норме, охотно вступают в словесное взаимодействие друг с другом в виде диалога. Сформированность коммуникативной речи ребёнка с задержкой развития отличается несовершенством, поэтому формированию умения поддерживать беседу он также должен научиться в ходе проведённой с ним коррекционной работы. Педагогическое воздействие, как правило, предполагает также формирование умения формулировать самостоятельные высказывания, употребляя падежные окончания, правильно согласовывая слова в предложениях.
Классификация речевых нарушений
Общее недоразвитие речи разделяется не только по уровням, но и по классификации, при чем как для устной, так и для письменной.
Для деления на классификации устной речи, были учтены следующие отклонения:
- неправильное голосообразование;
- сбои в плавности речи и скорости произношения;
- нарушения в произношении звуков;
- несоблюдение интонации.
Далее в таблице рассмотрены основные классификации для устной и письменной речи:
Устная речь | Письменная речь | |
Внешнее недоразвитие речь | Внутреннее недоразвитие речи | |
Дисфония. Нарушение речи вызвано развитием отклонения в голосовом аппарате. Патология может возникнуть в любом возрасте и выражается полным отсутствием речи, охриплостью или искажением произношения звуков. | Алалия. Полное или практически полное отсутствие речи из-за поражения клеток головного мозга (в период внутриутробного развития) отвечающих за речь. | Дисграфия. Проявляется переменой местами букв при написании слов. |
Брадилалия. Нарушение речи проявляется растягиванием гласных звуков и замедлением произношения слов. | ||
Тахилалия. Патология характеризуется быстрым произношением слов. | ||
Заикание. Нарушение речи выражается прерывистым произношением слов, патология возникает из-за судорог мышечной ткани в речевом аппарате. Заикание часто усиливается при волнении. | Афазия. Также выражается полным или практически полным отсутствием речи из-за нарушения деятельности клеток головного мозга. В данном случае патология вызвана травмами или осложнением от тяжелых заболеваний. | Дислексия. Патология выражается отсутствием распознавания букв или объединения слогов из-за нарушения деятельности нервной системы. В результате чтение невозможно. |
Дислалия. Патология проявляется неправильным произношением звуков, при отсутствии отклонений в развитии речевого и слухового аппарата. Нарушение может возникнуть, например, из-за неправильной постановки языка или если ребенок не знает, как правильно произносить данный звук. | ||
Ринолалия. Нарушение речи характеризуется гнусавостью, которая возникает из-за неправильного развития речевого аппарата (воздух при произношении слов выходит не через рот, а через носовую полость). | ||
Дизартрия. Патология вызвана нарушением деятельности нервных клеток, отвечающих за речь. |
При этом 11 классификаций устной речи и 2 классификации письменной также имеют дальнейшее разделение по степеням тяжести.
Причины ОНР
Недоразвитие речи чаще встречается в детском возрасте. При своевременном диагностировании и исключении причины, общее недоразвитие речи может быть излечимо.
К наиболее частым причинам развития патологии относятся следующие факторы:
Внутренние. Нарушения развития речевого аппарата, клеток нервной системы или головного мозга (отвечающих за речь) вызванные в период беременности | Внешние. Развитие патологии спровоцировано воздействием внешних факторов |
Болезни матери в данный период. Например, краснуха, грипп, аллергия. | Дефицит витаминов и минералов в пище ребенка в период активного созревания. |
Переливание зараженной крови. | Наличие патологий центральной нервной системы. |
Долгий и тяжелый токсикоз. Патология вызывает дефицит необходимых витаминов и минералов для нормального развития у плода всех органов и систем. | Неблагоприятные условия в семье. Родители не занимаются ребенком, а также частые скандалы и драки вызывают испуг у ребенка, с возможной последующей немотой. |
Резус-конфликт матери и ребенка. | |
Курение, употребление алкоголя или наркотиков беременной. | Частые стрессы и нервные истощения. Например, причиной развития патологии может быть стресс от посещения садика. |
Возраст беременной до 18 и после 45 лет. | Травмы с поражением речевого аппарата или клеток головного мозга. |
Частые аборты. | |
Тяжелые предыдущие роды. | Неправильное обучение ребенка звукам и словам методом «сюсюканья». |
Регулярные стрессы или депрессии у беременной. | Наличие в семье глухого, который неправильно произносит звуки и ставит интонацию. |
Прием опасных медикаментов, особенно антибиотиков или гормональных. | Слабый иммунитет, вследствие этого болезни часто сопровождаются развитием осложнений. |
Гипоксия. Нарушение поступления кислорода к плоду через плаценту, в результате развитие тканей (особенно мозга) происходит с нарушением. | Родители говорят на 2-х и более языках, в результате ребенок неправильно запоминает и путается в произношении. |
Родовая травма. Если ребенок застрял в родовых путях, то возможно нарушение деятельности клеток головного мозга. | Подражание ближайшим родственникам с ОНР (например, заикание, медлительность речи или неправильность произношения звуков. |
Недоношенность или переношенность ребенка. | Осложнение после перенесенных тяжелых заболеваний. |
Наследственная предрасположенность, если у близких родственников было или имеется ОНР, то вероятность развития у ребенка выше 50%.
Симптомы
Общее недоразвитие речи у детей (а также у взрослых) сопровождается следующими симптомами:
- первые слова и предложения ребенок начинает произносить после 3 лет;
- ребенок понимает речь взрослых, но сам не может сформулировать предложение;
- затруднено произношение даже простых звуков;
- после 7 лет ребенок не выговаривает звуки «Л» и «Р»;
- перестановка букв местами в словах;
Общее недоразвитие речи. Симптомы - ребенок говорит короткими предложениями (из 2-4 слов) или сокращает слова. Например, «обака» — собака или «я пить» — хочу пить чай;
- неправильное склонение по падежам и времени;
- слишком быстрое или медленное произношение предложений, в результате трудно разобрать сказанное ребенком;
- при разговоре ребенок больше уделяет внимания жестам, чем словам;
- в предложениях отсутствуют предлоги;
- плохая память, в результате это выражается малым словарным запасом и неправильным произношением слов.
Заикание является самым ярким признаком ОНР, при этом ребенок может произнести слово по слогам с протяженностью в минуту. Общее недоразвитие речи не только мешает нормально общаться детям со сверстниками и взрослыми, но и вызывает сильный психологический стресс.
Важно, родители проводят с детьми много времени и часто могут не замечать начало развития ОНР, поэтому необходимо проходить ежегодные обследования у специалистов.
Примерная характеристика на дошкольника
Характеристика на дошкольника с 3 уровнем ОНР выглядит следующим образом:
Артикуляция: анатомия органов без аномалии. Саливация повышена. Точность движений и объем страдают, ребенок не способен долго удерживать органы артикуляции в определенном положении, нарушена переключаемость движения. При артикуляционных упражнениях повышается тонус языка.
Речь: общее звучание маловыразительно, слабо-модулированный тихий голос, дыхание свободно, ритм и темп речи нормальный.
Звукопроизношение: существуют нарушения произношения сонорных звуков. Шипящие поставлены. Происходит автоматизация звуков на уровне слов. Контроль за произношением звуков, свободная речь контролируема.
Фонематическое восприятие, синтез и звуковой анализ: представления фонематические формируются с запозданием, уровень недостаточен. На слух ребенок выделяет заданный звук из слогового, звукового ряда, а также ряда слов. В слове место звука не определяется. Не сформированы навыки звукового и буквенного анализа, а также синтеза.
Слоговая структура: Слова, имеющие сложную слоговую структуру, произносятся с трудом.
Если поставлен диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР) 3 уровня», характеристика (5 лет — возраст, когда многие родители уже готовят деток к школе, посещают специалистов) должна включать в себя все вышеперечисленные пункты. Детям в этом возрасте должно уделяться предельное внимание. Проблемы с речью поможет разрешит логопед.
Диагностика
Диагностика ОНР производится логопедом, а дальнейшее лечение может быть комплексным (логопед, психолог, хирург и иные специалисты), зависит от причины развития патологии.
Для подтверждения диагноза врачом проводятся следующие мероприятия:
1. Сбор данных со слов родителей:
- наличие наследственной предрасположенности;
- когда замечены первые отклонения;
- уточняет примерный словарный запас ребенка;
- как протекала беременность, какие болезни были у матери в данный период;
- в какой срок родился ребенок, как проходили роды;
- возраст матери на период родов;
- были ли травмы головы и недавние перенесенные заболевания у ребенка.
2. Осмотр ребенка:
- врач просит произнести определенные слова. Это позволяет определить правильность произношения звуков;
- после этого логопед просит составить предложение (данный пункт зависит от возраста ребенка) по картинке. По длине предложения, правильности использования падежей, глаголов и предлогов, также производится оценка речи;
- проверяет память. Для этого ребенку показывают 5-7 предметов, после этого их убирают, и ребенок должен перечислить какие предметы запомнил;
- просит ребенка рассказать стих или пересказать короткий рассказ;
- также у детей до 7 лет врач спрашивает возраст, имя фамилию. Ребенок должен уметь ответить самостоятельно.
3. Аппаратное обследование:
- у ЛОРа обязательна проверка состояния речевого аппарата, особенно состояние миндалин и аденоидов. При патологии развитии данных органов возможна гнусавость, охриплость и нарушения выговаривания сложных для ребенка звуков.
- если у ребенка были травмы головы, то может потребоваться рентгеновское обследование. Для проверки питания клеток мозга.
При выраженном заикании и зажатости ребенка, может потребоваться обследование у психолога.
Комплексная диагностика заболевания
В обследовании участвуют педиатр, невролог, отоларинголог, логопед-дефектолог, психиатр.
Педиатр оценивает общее состояние здоровья маленького пациента, дает направления на консультации узких специалистов.
Отоларинголог оценивает остроту слуха и исключает глухоту.
Психиатр оценивает психическое здоровье маленького пациента и исключает заболевания по своему профилю, которые также могут сопровождаться нарушением речевого развития. К таким относится, например, аутизм.
Но главенствующая роль отведена неврологу и логопеду. Именно эти специалисты диагностируют заболевание, оценивают степень его выраженности, выявляют причину и разрабатывают схему лечения.
Невролог оценивает неврологический статус пациента, назначает аппаратную диагностику (например, МРТ головного мозга), определяет причину нарушений речи и дает рекомендации логопеду. При ОНР первого типа невролог обычно назначает медикаментозную терапию, физиопроцедуры, массаж.
Логопедическая коррекция
Логопед-дефектолог определяет речевой статус ребенка. Сначала он собирает анамнез — из заключений других узких специалистов и информации, предоставленной родителями. Он интересуется у родителей, как протекала беременность, когда малыш начал проявлять речевую активность (например, начал агукать), когда сказал первое слово, насколько он в целом стремится к общению — все это очень важно.
Затем логопед изучает речевой аппарат ребенка и обследует компоненты языка: особенности звукопроизношения, способность маленького пациента составлять осмысленный, связный и грамотный текст, объем словарного запаса.
На основании полученных данных специалист ставит окончательный диагноз: форму и степень нарушения речевого развития, а также назначает коррекционную программу.
Поскольку при ОНР 1 группы сильно недоразвиты все звенья языковой системы, ребенок не владеет общеупотребительной речью, логопед учит его понимать обращенную к нему речь, повышает речевую активность, активизирует речеподражание.
Дополнительно маленькому пациенту назначают логопедический массаж (нормализует речевые мышцы, чтобы ему стало легче произносить звуки), лечение микротоками (активизируют речевые центры головного мозга) и медикаментозную терапию. Все эти процедуры назначает невролог.
К коррекции ОНР 1 степени подходят комплексно. Самостоятельно в домашних условиях достичь результатов невозможно, поэтому малыш обязательно должен систематически заниматься с логопедом-дефектологом. Также важны и занятия дома с родителями — специалист даст комплекс упражнений. Все упражнения выполняются в форме игры. Как правило, дети с ОНР 1 степени занимаются индивидуально, хотя иногда занятия проводят и в группах по 2 – 3 человека.
Только такой подход поможет малышу перейти на более высокую ступень речевого развития, овладеть новыми навыками.
Осложнения ОНР 1 типа
Неврологи и логопеды утверждают, что до 3-х лет детки могут говорить так, как они хотят и как у них получается. У каждого малыша свой темп развития, поэтому ваш сын или дочка может и не «вписываться» в возрастные рамки. Но если ребенку 3 года исполнилось, а он только сказало первое слово, это уже может говорить о задержке речевого развития.
Если же он в 5 лет говорит на уровне двухлетнего (медленно, не фразами, бессвязно), его речь неграмотная и малопонятная, то стоит срочно показать его неврологу или логопеду. Даже если ваше чадо понимает обращенную к нему речь и выполняет просьбы, не ждите, что оно выговорится само. Вы можете только потерять время. А именно оно играет решающую роль в коррекции первого уровня ОНР.
Если игнорировать проблему, она будет быстро прогрессировать. А это уже выходит за рамки только речи: на фоне усугубления ее недоразвития нарушается и психическое развитие малыша. Он не может продуктивно мыслить, плохо запоминает, страдает его физическое развитие, координация движений, мелкая моторика.
Дальше — хуже. Происходят изменения и в личностном плане: дитя становится замкнутым, не хочет общаться со сверстниками и родителями, становится безучастным ко всему, самооценка снижается, начинаются поведенческие расстройства.
Детки с недоразвитием речи не могут усвоить программу обычной школы, поэтому их направляют в спецшколы.
В результате на фоне общего нарушения речи формируется задержка психического развития.
Прогноз и профилактика нарушения
Прогноз зависит от разных факторов — причины и формы нарушения, своевременности начатой коррекции, регулярности занятий. У таких деток вполне сохранны компенсаторные возможности, поэтому они быстро откликаются на коррекционные мероприятия. Чем раньше начать лечение, тем лучших результатов можно достичь. Если ребенку 3 года, это лучшее время для начала коррекции — к 5 – 7 годам можно приблизить его речь к норме или вовсе устранить проблему. Если же игнорировать болезнь, то она будет только прогрессировать.
От речевых патологий не застрахован никто. Поэтому в целях профилактики лучше показать чадо в возрасте 2,5 – 3-х лет логопеду. Специалист оценит речевой статус маленького пациента. А если выявит несоответствие возрастным нормам, немедленно приступит к коррекции.
Огромную роль играет и семья. Доброжелательная атмосфера в доме, теплое отношение — это основы для нормального развития любого малыша. Родители должны заниматься с дочкой или сыном: разговаривать с ним, рассказывать, объяснять, играть, общаться, вовлекать в диалог — все это активизирует речевую активность.
Лечение и система коррекции общего недоразвития речи
ОНР в большинстве случаев поддается лечению, целью которого является:
- ликвидация неправильного произношения звуков;
- развитие правильного восприятия слов по звукам;
- обогащение словарного запаса;
- правильность построения длинных предложений;
- умение разбирать слова по звукам.
Самым главным является умение общаться и поддерживать разговор с собеседником.
Для устранения ОНР используются следующие методики:
Методы коррекции речи | Суть метода | Примеры |
Логопедические упражнения | Метод направлен на развитие памяти и мышления, умение управлять мышцами лица и языка, а также на правильность дыхания при произношении звуков. |
|
Логопедический массаж | Массаж направлен на укрепление мышц речевого аппарата, формирование правильного прикуса, а также восстанавливает кровоснабжение к тканям, которые отвечают за развитие речи. Важно, массаж имеет противопоказания. | Для проведения массажа специалист может использовать специальную щетку, вибромассажер или зондовый массаж. Проводить процедуры рекомендовано только у специалиста со стажем и с наличием сертификатов. |
Медикаментозный метод | Специалистом назначаются лекарственные средства для улучшения кровообращения в головном мозге. При выборе препаратов важно учитывать наличие противопоказаний у пациента. |
|
Посещение психолога | Врач проводит беседу с ребенком и учит не стесняться дефекта, не замыкаться в себе. А также выявляет не является ли ОНР следствием психологического расстройства. Психолог, для результативности может назначить детские успокоительные. |
|
Для быстрого и успешного результата рекомендовано данные методы использовать комплексно.
Рекомендации родителям от детских специалистов
Столкнувшись с проблемой речевого расстройства у своего ребёнка, родителям не следует отчаиваться. Диагноз логопеда или даже детского невролога – это не приговор, а просто сигнал к действию. Причины возникновения коммуникативных отклонений от нормы различные, включая генетические и неврологические, и определить их природу можно только при помощи специального обследования, проведенного соответствующими специалистами. Неукоснительное следование рекомендациям, как правило, и есть залог успеха в борьбе за чистоту и правильность речи у малыша. Не стоит также становиться в позу и спорить с педагогами дошкольных учреждений, которые начинают подозревать, что у ребёнка патология под названием ОНР (3 уровень). Характеристика и описание разговорных нарушений малыша, составленная воспитателями детского учреждения, поможет специалистам быстрее разобраться со степенью и характером патологии. В свою очередь, это поможет быстро и качественно организовать и провести коррекцию имеющегося отклонения. Успех исправления недостатков коммуникативной функции речи зачастую зависит от понимания глубины проблемы и степени ответственности за её устранение самими родителями. В тесном взаимодействии со коррекционистами и педагогами, при неукоснительном исполнении всех рекомендаций и заданий, можно рассчитывать на успех и избавление малыша от подобных неприятностей. Процесс исправления и реабилитации, как правило, достаточно долгий и кропотливый, он может занимать не один месяц или год.
Необходимо набраться терпения и максимально сконцентрировать усилия на организации совместной помощи ребёнку, имеющему ОНР 3-4 уровня. Не стоит также игнорировать приём медикаментов, которые рекомендуют доктора, так как в тех случаях, когда нарушение имеет неврологическую природу, комплексная коррекционная и лекарственная терапия будут активно способствовать устранению отклонений. Это, в свою очередь, значительно упростит и ускорит процесс избавления от логопедических проблем.
Что делать родителям?
Общее недоразвитие речи родители могут диагностировать самостоятельно, а также могут не допустить его дальнейшего развития.
Для этого требуется:
- показать ребенка логопеду для определения точного диагноза и причины патологии;
- не коверкать слова и их произношение в присутствии детей;
- проводить логопедические занятия с ребенком дома (их назначает специалист);
- исключить дома не только скандалы, но и громкие разговоры;
- не давить на психику ребенка для достижения быстрых результатов;
- проводить занятия по возможности в виде игры;
- общаться с ребенком на равных, даже если ему еще только 3 года. «Сюсюканье» запрещено, так как оно является одной из самых главных причин начала развития ОНР;
- обращаться к логопеду, даже если есть сомнения в ОНР (для этого необходимо сравнить нормы речи по возрастам с возможностями ребенка);
- читать ребенку перед сном сказки или рассказы, они обогащают словарный запас, а также ребенок на подсознательном уровне учится правильно произносить слова и строить предложения;
- ограничить время проведения ребенка перед телевизором и компьютером. Можно заменить рассматриванием книжек с картинками, лепкой из пластилина и прогулками на свежем воздухе.
Также обязательно показать ребенка к психологу, так как дети с ОНР часто бывают закомплексованы, так как отличаются от сверстников.
Уровень 4
Выше была приведена примерная характеристика ОНР 3 уровня, 4-й несколько отличается. Основные параметры: словарный запас у ребенка заметно повышен, хотя есть провалы в лексике и грамматике. Новый материал усваивается с трудом, заторможенное обучение письму и чтению. Дети правильно употребляют простые предлоги, длинные слова не сокращают, но все-таки часто наблюдается выпадение из слова каких-то звуков.
Сложности речи:
- вялая артикуляция, речь нечеткая;
- повествование тусклое, не образное, дети изъясняются простыми предложениями;
- в самостоятельном рассказе логика нарушается;
- выражения подбираются с трудом;
- притяжательные и уменьшительно-ласкательные слова искажены;
- свойства предметов заменяются приблизительными по смыслу;
- названия предметов подменяются словами с похожими свойствами.
Прогноз и профилактика речевых нарушений
При правильном подходе ОНР можно устранить полностью, даже при наличии общего недоразвития речи первого уровня. На результат влияет возраст ребенка, соблюдение лечебного курса (как у специалиста, так и на дому) и атмосфера в семье. Если патология обнаружена поздно (после 6 лет) или занятия проводились не регулярно, то ребенок может не восстановить уровень развития речи или остаться полностью немым.
Для профилактики родители должны:
- избегать ссор в присутствии детей;
- уделять достаточно времени ребенку (даже при его дефиците);
- не «сюсюкаться» с детьми;
- читать больше книг вместе с ребенком (в детстве достаточно только иллюстрированных изданий);
- если ребенок плохо произносит какой-либо звук, нужно самостоятельно проговаривать его с ним;
- обеспечить ребенку полноценное и разнообразное питание;
- своевременно лечить инфекционные патологии;
- если ребенок по какой-то причине не посещает детский сад, то он должен общаться со сверстниками хотя бы на детской площадке;
- в период вынашивания ребенка исключить вредные привычки и принимать витаминные препараты.
Важно не пропускать ежегодных обследований ребенка у специалистов.
Речь начинает формироваться у детей практически с рождения, поэтому следить за ее формированием необходимо с первых дней жизни ребенка. При возникновении подозрений на наличие недоразвитости речи, необходимо срочное обследование у логопеда. Если патология подтверждается, то лечение необходимо начинать сразу, тогда возможно полное излечение от общего недоразвития речи.
Автор: Котлячкова Светлана
Оформление статьи: Владимир Великий