Что должен знать и уметь ребенок перед школой? Подготовка к начальной школе

Первый раз в первый класс! Согласитесь, это не просто устоявшаяся фраза. Для всех это большое событие.

Для ребенка это начало нового и важного этапа в жизни. Для родителей это начало приучения чада к взрослой жизни. Для бабушек и дедушек это ещё один повод гордиться внуками.

И главное – для всех это довольно хлопотный период. Сегодня на сайте «Красивая и Успешная» мы поможем и детям, и родителям лучше подготовиться к началу учебного года. Что нужно знать первокласснику для отличной учебы в школе?

Начало начал – когда идут в первый класс?

Согласно российскому законодательству, в 1 класс берут детишек, которым исполнилось 6 лет и 6 месяцев. Впрочем, если малыш слаб здоровьем, или есть какие-то другие причины попридержать его, можно не спешить и до 8. В школе вам предложат сдать тест, чтобы проверить, что умеет ребенок в 6 лет. Если педагоги вынесут вердикт ЗПР (задержка психического развития), то вероятнее всего, вас направят на дополнительное медицинское обследование, которое необходимо будет пройти. Обычно, родители знают об этом заранее, со слов воспитателей. Обратите внимание, что чтение и счет не являются доказательством достаточного интеллектуального и психического развития ребенка. Хотя многие родители и видят в этом главное достижение домашних уроков.

Окружающий мир

Ребенок к семи годам помнит свое имя, фамилию, ФИО родителей, имена близких родственников, адрес, название страны, в которой он живет. Из общественных навыков – правила дорожного движения и безопасного поведения на улице, дома и в саду.

В том, что должен уметь ребёнок в 7 лет, — большая доля интеллектуальных знаний. Малышу уже известны все популярные животные (звери, птицы, насекомые и т.д.), природные явления и их свойства, строение растений, животных и людей (основные сведения). Будущий первоклашка имеет понятие о домашних и диких животных, зимующих и перелетных птицах, садовых, комнатных, полевых и лесных растениях (травянистых, кустах и деревьях) и умеет их отличать визуально (всего до 12 единиц).

Шести-семилетки знают названия основных профессий и то, чем занимаются их представители. Малыши называют различные виды транспорта и имеют сведения, чем они отличаются, а также различают пассажирский, легковой, грузовой и служебный транспорт.

Ребенок 6-7 лет должен уметь называть бытовые приборы и знать, что ими делают. Это же относится к музыкальным инструментам, зданиям, овощам и фруктам, посуде, одежде и так далее. То есть, дошкольник хорошо разбирается в тонкостях окружающего мира, и его сведения во многом совпадают со знаниями взрослых.

Логика и математика

Математические навыки очень легко усваиваются, если родители применяли в обучении ребенка правильный подход.

Будущий школьник умеет классифицировать группы предметов (мебель, посуда и т.д.), сравнивать предметы, объясняя, в чем их сходство и различие. Он легко выстраивает логический ряд из предметов, цифр, фигур; находит лишнее и определяет недостающее, решает простые логические задачки.

Он знает времена суток, времена года, месяцы, называет их характерные приметы. Ребенок различает основные цвета (семь цветов радуги), цифры от 0 до 10, знает прямой счет от 1 до 20 и обратный от 10 до 1. Кроме того, малыш может быть в курсе состава чисел – если заниматься с ним в игровой форме.

Кроме того, вот что еще должен уметь делать ребенок в 7 лет:

  • верно пользоваться порядковыми и количественными числительными
  • сравнивать числа-соседей в пределах 10;
  • размещать до 10 предметов по порядку, сравнивая их ширину, высоту, размер;
  • знать геометрические фигуры;
  • решать простые устные задачки и до 10 простых примеров подряд;
  • ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (левая и правая стороны, верх и низ, верхние и нижние углы, центр листа).

Речь будущего первоклассника

Речь человека – лицо его интеллекта. К 6-7 годам малыш разговаривает, как взрослый, выговаривает все звуки правильно. Он должен уметь объясняться так, чтобы его понимали и посторонние люди. Он строит простые и сложные предложения, поддерживает разговор. Малыш описывает картинку, составляет по ней рассказ, легко пересказывает короткие и простые произведения. У шестилетки уже достаточно сформирован фонематический слух – он находит нужный звук в слове, называет его место.

Тонкая моторика

Уровень развития тонкой координации рук определяется мастерством маленького художника и рукодельника. Хорошо подготовленный к школе ребенок рисует сложные сюжетные картинки с несколькими героями, владеет карандашами и кистью, раскрашивает, не нарушая контуры шаблона. Ребенок к 7 годам имеет опыт работы в тетрадях (в линию и клетку), знает, что должен быть аккуратным и умеет таковым быть. Малыш срисовывает картинки, передает пропорции предметов, располагает их части верно. Источник

Наиболее полный ответ на этот вопрос даст только школьная программа. Но, как известно, родителям некогда разбираться в сложных педагогических терминах. Поэтому в статье выложен перечень того, что должен уметь ребенок к 8 годам – основные требования школьной программы на конец первого класса.

Как помочь ребенку перед школой

  • Посещать занятия «Школы будущего первоклассника». Такой опыт будет полезен для предстоящей учебы. Ребенок уяснит для себя главные правила учебного заведения, получит азы правильного поведения на уроке, повторит изученный материал, получит новые знания.
  • Повысить статус будущего первоклассника. Сделайте событие начала школьной жизни радостным и положительным, устройте вечеринку по этому поводу и поздравьте малыша с новым статусом. Устроить школьный шопинг. Позвольте малышу самостоятельно выбрать для себя школьные принадлежности.
  • Укрепить иммунитет. У каждого ученика в классе собственная микрофлора. Школьнику с сентября по май придется испытывать на прочность защитные функции организма. Займитесь этой проблемой заранее. Начните усиленно вводить в меню дошкольника овощи и фрукты (топ 10 полезных продуктов питания), заниматься спортом на свежем воздухе вместе с будущим учеником.
  • Приучить к новому режиму. Начните будить малыша по утрам и укладывать по вечерам на 10-15 минут раньше. Тогда режим школы к началу занятий будет для него привычным.

Взрослые редко думают о том, что школа – это 11 лет непрерывного тяжелого труда. Родителям хочется, чтобы ребенок хорошо учился, но за такой долгий период у него будут и взлеты и падения. Поддерживайте маленького ученика, верьте в его силы. Тогда школа принесет максимальный результат.

По

Обзор школьных программ

Выбирая школу, Вы можете выбрать и программу, по которой будет обучаться ребенок. Условно, школьные программы делятся на традиционные и альтернативные, так называемые развивающие. У каждой разработки свои тонкости, поэтому и ответы на вопрос: «Что должен уметь ребёнок к 8 годам?» будут немного разными.

Традиционные программы обучения основаны на многолетних исследованиях, их основа заложена еще в советские времена. Это такие системы, как:

  • Начальная школа 21 века;
  • Школа 2100;
  • Гармония;
  • Перспектива;
  • Планета знаний и другие.

Мнение, что эти программы давно устарели, неверно. Они постоянно изменяются и дополняются новыми составляющими.

Чем же отличаются развивающие системы? – удивляются родители и ждут от педагогических ноу-хау чуда. На самом деле, эффективность обучения зависит больше от учителя. Обучение по альтернативным программам означает лишь то, что ребенок будет учиться по авторской методике педагога-экспериментатора, изобретателя новых методов или систематизатора известных. Наиболее популярны разработки Петерсон, Эльконина, Занкова.

Подготовка к школе в разгаре

В одной из статей на «Красивой и Успешной» уже приводился список того, что нужно первокласснику — «Как собрать ребенка в школу?». Почитайте! Очень дельная информация!

В июле-августе обращайте внимание на школьные распродажи, проходящие в супермаркетах и обычных магазинах. Обычно там бывают красивые и недорогие канцелярские товары.

Кроме того, на эти товары часто проходят акции, благодаря которым вы сможете купить заранее многое из того, что нужно будущему первокласснику в школу. Особенно это удобно, если ваше чадо отдыхает в деревне или на даче. И как только ребенок вернется, вы сможете спокойно докупить другие товары.

При желании попрактикуйте покупку школьных принадлежностей через интернет. Разумеется, это нужно делать с ребенком. Пусть он сам выберет подходящие тетради, ручки и так далее.

Основные требования школьной программы на конец первого класса.

Для пользы ребенка, желательно идти на пару шагов впереди программы. Следует немного абстрагироваться от того, что должен уметь ребенок к 7-8 годам. То есть, в игровой непринужденной форме время от времени «заглядывать» во второй класс.

Математика

  • знать цифры и знаки математических действий;
  • владеть математической каллиграфией (записывать цифры и знаки корректно);
  • иметь понятия о натуральном ряде;
  • считать от 1 до 20;
  • считать десятками;
  • уметь читать и записывать числа от 1 до 20 и десятки (20, 30, 40 и т.д.);
  • сравнивать изученные числа и записывать неравенства (используя знаки <, >, =);
  • складывать и вычитать, понимать суть этих операций;
  • знать математическую терминологию (1-е слагаемое+2-е слагаемое = сумма; уменьшаемое – вычитаемое = разница; корень уравнения, уравнение);
  • свойства и законы вычитания и сложения;
  • взаимосвязь между сложением и вычитанием (сложение проверяется вычитанием, а вычитание сложением);
  • решать простейшие уравнения на сложение и вычитание различными способами;
  • усвоить состав чисел от 1 до 9;
  • вычитать и прибавлять в пределах 10 автоматически;
  • вычитать и прибавлять с переходом через десяток с использованием таблицы состава чисел;
  • решать задачи разных видов.

Развитие логики у детей 6-7 лет происходит либо параллельно курсу математики, либо на отдельном факультативе. Эти предметы всегда взаимосвязаны.

Геометрия

  • иметь понятия о линиях (прямой, ломаной, кривой, луче, отрезке; незамкнутых и замкнутых), чертить и называть их правильно;
  • знать что такое угол и его виды (прямой, острый, тупой);
  • что должен уметь делать ребенок в 7 лет, так это различать многоугольники по количеству их углов;
  • понимать суть объемных и плоских фигур, знать основные фигуры.

Единицы измерения

  • называть такие единицы измерения, как метр, сантиметр, дециметр, записывать их кратко (м, см, дм);
  • переводить сантиметры в дециметры и наоборот;
  • пользоваться линейкой.

Основы математики

Перед поступлением в первый класс необходимо: • уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа; • выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»; • знать понятия «больше-меньше-поровну»; • знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур; • уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте; • решать простые арифметические задачки; • уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

Русский язык

Что умеет первоклассник по русскому языку?

  • дети знают названия букв и звуков русского алфавита;
  • овладевают каллиграфией, ориентируются в тетради;
  • отличают звуки от букв;
  • различают ударные и безударные звуки;
  • …мягкие и твердые согласные, глухие и звонкие ;
  • …буквы для обозначения мягкости согласных;
  • …правила переноса слов;
  • выполнять фонетический анализ слова;
  • писать ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН-ЩН правильно;
  • находить начало и конец предложения и обозначать все это на письме.

Письмо

Если вопрос о том, учить ли ребенка читать, спорный, то учить его писать прописные буквы точно не стоит. Ведь правила написания букв незначительно, но все же меняются. И переучивать ребенка писать по ним намного сложнее, чем научить писать того, кто ни разу не пробовал.

что ребенок должен знать к 1 классу по фгос

Но для успешного обучения письму существуют критерии того, что ребенок должен знать к 1 классу:

  1. Понимать разницу между согласными и гласными звуками.
  2. Знать отличие звука и буквы.
  3. Находить букву в начале, середине или конце слова.
  4. Уметь разбивать слово на слоги.

Литературное чтение

Основная задача урока литературного чтения — развитие речи учеников 6-7 лет. Дети должны:

  • отличать виды текстов (научный, литературный, фольклорный; прозу от поэзии; рассказ, сказку и стихотворение);
  • …фольклорные жанры;
  • …виды сказок;
  • называть авторов изученных произведений;
  • заучить от 6 до 8 стихотворений;
  • что должен знать и уметь ребенок в 7 лет? — сдавать технику чтения (скорость от 40 до 50 слов в минуту, читать плавно, вслух и про себя);
  • анализировать текст (герои, главная мысль, отвечать на вопросы и задавать их);
  • ориентироваться в книге;
  • пересказывать;
  • знать части текста (завязка, основная, развязка);
  • … понятия рифмы, монолога, диалога и находить примеры в тексте;
  • давать характеристику героям, определять характер произведения;
  • описывать, подбирать эпитеты, синонимы, антонимы;
  • читать выразительно.

Как проходит собеседование?

Собеседование обычно проводят завуч начальной школы, учитель начальных классов, психолог и логопед. В языковой школе может также присутствовать учитель иностранного языка. Собеседование длится около 15-20 минут и проходит в присутствии родителя. «Присутствие», как правило, заключается в том, что сначала родитель подписывает бумагу, в которой соглашается на проведение собеседования, потом сдает документы и пишет заявление с просьбой принять ребенка в школу, а остальное время сидит в другом конце класса, наблюдая, как его ребенок справляется с вопросами и заданиями. Важно! В первую очередь школы обязаны принять детей, живущих в близлежащих домах. Если вы не «приписаны» к данной школе, в заявлении вам придется написать: «прошу зачислить моего ребенка на вакантное место». Это значит, что в итоге вам могут отказать по причине отсутствия свободных мест. Какие вопросы могут задать на собеседовании? Любой из вышеприведенного списка обязательных знаний. Ребенка попросят назвать его имя/фамилию, адрес, имя-отчество родителей, их род занятий. Спросят сколько ему лет, сколько будет через год, а сколько было два года назад. Попросят прочитать несколько предложений, рассказать стихотворение и обязательно предложат составить рассказ по картинке. Могут спросить про животных (например, чем отличаются дикие от домашних), какое сейчас время года, чем занимаются врач или почтальон… Потом проверят математические знания (попросят посчитать, расставить числа по возрастанию/убыванию или решить задачку). Могут даже провести графический диктант. Непременно зададут вопрос: «зачем ты идешь в школу?». При приеме в языковую школу могут попросить повторить отдельные слова или фразу на иностранном языке. Поскольку задания могут быть совершенно неожиданными (например, задачки на логику с «подвохом»), очень важно правильно настроить малыша перед собеседованием. Он не должен бояться переспросить, если что-то не понял или не услышал. И лучше всего, конечно, дома проиграть подобные ситуации, а на ночь рассказать малышу сказку о том, как медвежонок/зайчонок/лисичка пошли записываться в лесную школу и что из этого вышло.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: