Почему ребенок делает все наперекор. Как быть, если ребенок не слушается и делает все назло? Все делает наперекор


Почему ребенок делает всем назло?

Вопрос от Анны:

Здравствуйте! Я не понимаю поведение своего сына, поэтому обращаюсь за помощью к Вам. Сыну 7 лет. В октябре будет 8. Учится во втором классе. Он очень активный и эмоциональный ребенок. Проблема в том, что если он устал, или что-то пошло не по-его, он начинает делать все назло всем окружающим, обвиняя всех и во всем, даже если это вредит ему самому. Например, я: «Мы с Таисией (младшая дочь) сейчас пойдем гулять на улицу, ты пойдешь с нами?» Сын: «Нет» Я: «Ну как хочешь» сын: «Вот, как всегда! я хотел пойти на улицу, но вы меня не берете!!!» Я: «Ну одевайся, пошли все вместе» Сын: «Нет не пойду», и ждет, когда мы оденемся, и тогда, когда надо выходить, начинает кричать, что его опять не берут… И это касается не только улицы — кушать — тоже самое, даже если какие-то парки-карусели опять тоже самое. Причем я вижу, что он как бы не хочет говорить нет, но его «внутренняя вредность» заставляет сказать это. И после сказанного в глазах видна растерянность, но все равно стоит на своем.

Ему сложно концентрировать внимание. Школьные домашние задания (совсем небольшие) может делать часами, постоянно отвлекаясь и находя повод, чтобы переключиться на что-то другое. В школе проводили психологическое тестирование, оказалось, что только мой ребенок со всего класса ходит в школу не за знаниями, а для общения.

У меня к Вам 2 вопроса: — В чем может быть причина этих противоречий, и как мне себя вести в данной ситуации. — Как научить его концентрироваться на выполнении работы, да и вообще привить интерес к знаниям. Спасибо!

Отвечает Диана Кирсс:

упрямство

Очевидно, что ребенок упрямится. И это говорит о сильном стрессе. Он и хотел бы быть рядом с мамой каждую минуту, но мама занята, и ее внимание ему перепадает лишь косвенно, а ведь ему так этого не хватает!

Упрямство характерно для детей с анальным вектором, когда они обижены. Причиной чаще всего становится недостаток общения с мамой, времени уделенного именно ему, ее поддержки и понимания. Ощущение несправедливой обделенности вызывает в нем бессознательное стремление хоть как-то это компенсировать – от природы самый послушный ребенок перестает слушаться вообще. Вы мне недодали – я вам недодал. Поровну.

Несправедливо, непоровну – это болезненное чувство ущемленности нередко возникает у детей с анальным вектором после рождения второго ребенка или в том случае, когда мама много работает и не успевает провести с ребенком качественное время. Т.е. не просто быть с ним рядом, а позаниматься с ним, поиграть в развивающие игры, почитать, порисовать вместе, поговорить – выбор сближающего времяпрепровождения зависит от полного векторального набора ребенка.

В данном случае у мальчика скорее всего есть зрительный вектор. Зрительники – это очень эмоциональные и любознательные экстраверты. Они ищут общения, хотят разделить с кем-то свои эмоции. Он чувствует недостаток общения дома и потому восполняет его в школе.

При наличии зрительного и анального векторов при правильном обращении это золотой ребенок, послушный и способный. У него прекрасные задатки стать лучшим учеником. Но привить любовь к учебе возможно только улучшив его психологическое состояние с учетом того, о чем говорилось выше. Ему очень важны близость, хороший контакт с мамой, чувство поддержки от нее.

Обратите внимание, если он упорно сидит, пытается, но у него не получается сосредоточиться, значит внутренний дискомфорт (от обиды, недостатка взаимопонимания с мамой) не дает ему углубиться в предмет. Важно понять, чего ему не хватает, и помочь ему отпустить обиду.

Помогите ему, сделайте задание вместе. Спокойно, подбадривая его, хваля за первые маленькие достижения. Пусть он почувствует Вашу поддержку, для него это очень важно. Не подгоняйте, не обрывайте на полпути, ему важно научиться заканчивать начатое.

Бывает, что сосредоточиться мешает ребенку его другой – подвижный – вектор. Например, если ребенок обладает и кожным, и анальным векторами, то при неправильном подходе к нему он путается, и там, где нужна скорость – впадает по-анальному в ступор, а там, где нужно кропотливое выполнение – начинает по-кожному суетиться и не может усидеть на месте. В этом случае очень важно дать ему возможность за день выбегать свою энергию. Наполнить желания кожного вектора движением, задачками на сообразительность и логику. Тогда, когда придет время сесть за уроки, помогите ему настроиться на усидчивое выполнение. Обратите его внимание на детали задания, напомните, что здесь нужно спокойно сосредоточиться, чтобы сделать точно и качественно, не упустив ни одной детали.

Все, что Вам нужно, – понять особенности Вашего ребенка, тогда Вы точно будете понимать, как действовать в любой ситуации. А он будет чувствовать, что понят и это даст ему чувство внутреннего комфорта, ему больше не нужно будет упрямиться.

Дополнительную информацию Вы можете почитать в статьях:

Не пойду, мамка, в садик… Упрямый ребёнок – ломать или гнуть?

УПРЯМЫЙ РЕБЁНОК. ЭТИ СТРАШНЫЕ СЛОВА «ДАВАЙ СКОРЕЙ»!

Обучение анального ребенка: Лучший ученик или школьный тормоз?

Присоединяйтесь к бесплатным онлайн лекциям, которые регулярно проходят на портале Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, это поможет Вам глубже понять и ситуацию, и особенности подхода к ребенку.

С уважением, Диана Кирсс, врач

Статья написана с использованием материалов тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Раздел: Ответы на вопросы

21 Сен, 2014 Комментариев: Просмотров: 3999 Теги: Дети ответы

Причины непослушания

Для того, чтобы достичь полного взаимопонимания с малышом, а также правильно его воспитать, важно оценить ваши отношения с ним со стороны.

Причины непослушания

Предлагаем вам ознакомиться с наиболее распространенными причинами непослушания детей.

Вам будет полезно почитать о прививках от: пневмококковой инфекции, дифтерии, кори, ветряной оспы, менингита и полиомиелита, гепатита, также ознакомьтесь с особенностями таких прививок как: АДСМ, БЦЖ и АКДС.

Возможно, в какой-то из них вы увидите свою ситуацию:

  1. Нехватка внимания со стороны мамы и папы. К сожалению, занятые своими проблемами и домашним хозяйством, часто родители не находят времени для своего чада и начинают «воспитывать» его только тогда, когда он провинится. Малыш четко понимает эту закономерность и начинает привлекать к себе внимание родителей своим непослушанием. Чтобы нарушить эту тенденцию начните уделять ребёнку внимание — поиграйте с ним, почитайте вместе книгу, чаще обнимайте его.
  2. Попытка самоутвердится, как личность. Примерно в возрасте 1,5-2 лет малыш начнет всем своим поведением показывать, что он в доме главный. Для достижения своей цели он будет использовать крик и многие родители, не выдерживая напора чада, сдаются и уступают ему во всем. Это очень неправильно. В результате малыш поймет, что криком можно добиться всего. В такой ситуации очень важно не уступать капризам ребенка, набраться терпения и отстраниться от борьбы. Малыш поймет, что криком и слезами ничего не добьется, и перестанет себя так вести.
  3. Неумение договариваться. Многие родители допускают ошибку, засыпая чада такими вопросами как «Почему ты не сделал то или это?», «Когда ты уже начнешь делать уроки?» и т. д. Это в корне неверно. Важно интересоваться, что чувствует малыш и при этом высказывать свои мысли. Лучше сказать: «Меня очень раздражает бардак в комнате», так вы не будете «тыкать» ребенку и он сам сообразит что нужно убрать.
  4. Причины непослушания

  5. Месть за давние обиды. Дети хорошо запоминают обиды. В такой ситуации важно выяснить причину, выслушать ребенка, при этом не стоит оправдываться. Просто постарайтесь, по возможности, исправить ситуацию.
  6. Отсутствие принципиальности родителей. Запрещая что-либо чаду, или высказывая свое мнение, нужно быть уверенным и стоять на своем до конца. Если вы дадите слабину и уступите — малыш поймет, что может использовать непослушание и крики в собственных интересах. Также очень важно, чтобы оба родителя придерживались одной точки зрения и позиции.
  7. Отсутствие мотивации для выполнения родительских требований. Часто дети не понимают, почему они должны убирать, читать, рано ложиться спать и т. д. Отсутствие правильного объяснения, почему он должен это делать, приводит к непослушанию и сопротивлению. Важно правильно объяснить, зачем выполнять те или иные требования. К примеру, рано нужно ложиться спать не потому, что уже слишком поздно, а чтобы набраться сил на завтра. Стоит убирать разбросанные игрушки не для того, чтобы сделать порядок, а чтобы было больше места для других игр.
  8. Кризисные периоды. Существуют возрастные периоды, в которых отношения между родителями и ребенком особо обостряются. Более подробно мы рассмотрим их ниже.
  9. Причины непослушания

Важно! Никогда не просите ребенка лгать, например, говорить, что вас нет, когда вам звонят. Так малыш поймет, что можно обманывать, ведь пример он возьмет со своих родителей.

Ребенок не слушается в 5 лет: что делать? Рекомендации родителям

  • Обращайтесь к детям с уважением. Следите за интонацией, избегайте приказного тона.
  • Анализируйте свое поведение.
    Вам не нравится, что малыш вам лжет? А теперь посчитайте, сколько раз обманывали его вы. Искать проблему нужно не в детях, а в себе. Сначала изменитесь сами, а лишь потом требуйте изменений в поведении вашего сорванца.
  • Уважайте и учитывайте детские желания. Бесспорно, очень удобно когда родительские желания совпадают с детскими, но вот только это невозможно без уважения. Ребенку 5 лет, не слушается, огрызается? Это результат навязывания родительского мнения.
  • Уделяйте достаточно внимания малышу
    . Конечно, заботиться о нем, как о двухлетнем, не стоит, но родитель должен интересоваться о жизни крохи. Спросите, как его дела в детском саду, что у него нового, нормально ли он ладит с друзьями.
  • Не обижайте. Это не значит, что не надо наказывать за проступки. Но даже если ребенок 5 лет вообще не слушается, не стоит его унижать и, тем самым, травмировать детскую психику. Выбирайте правильные методы наказания, которые действительно помогут ребенку понять ошибку
    и больше ее не повторять. Своим мнением по данной теме делится известный психолог Дмитрий Карпачев:
  • Не пренебрегайте запретами. Для формирования дисциплинированной, организованной и ответственной личности, в процессе воспитания, необходимо использовать запреты
    . Но родители должны объяснять сыну или дочери причины этих ограничений, а не просто повторять слово «нельзя».
  • Почаще прикасайтесь к малышу, гладьте его, обнимайте. Для восстановления хороших отношений между родителями и крохой, тактильный контакт важен в любом возрасте
    .
  • Время без воспитания. Каждый день выделяйте час для простого общения с крохой
    , без указаний и критики.
  • Занимайтесь общим делом. Если пятилетний ребенок не слушается, истерит и капризничает, это поможет вам наладить отношения и открыть друг друга с новой стороны. Например, можно сделать вместе скворечник для птиц, приготовить семейный ужин под руководством юного повара или включить в ежедневное расписание совместную утреннюю зарядку.
  • Проявите интерес к миру малыша. Интересуйтесь его жизнью, увлечениями, планами
    . При возможности, можно вместе посмотреть любимый мультфильм крохи. В такие моменты, не стоит включать строгого родителя: критиковать и учить жизни. Будьте просто другом.
  • В случаях когда гиперактивный ребенок не слушается, старайтесь понимать и принимать его желания и предпочтения. Почаще говорите с малышом, попросите его помочь вам в каком-то деле или поиграть вместе в игру (не активную), почитать, сложить пазлы или наклейки. Таким образом, вы укрепите дружеские отношения, а также научите непоседу усидчивости
    .

Советы известного педиатра Е.О. Комаровског

о о том, как правильно воспитывать гиперактивных детей и какие основные нюансы должен знать родитель, смотрите в данном видео:

Как справиться с нервными детьми

Для того, чтобы сократить количество нервных срывов у чада, стоит воспользоваться следующими советами психологов:

  1. Спокойствие. Не стоит вымещать на малыше свое недовольство, срываться, если у вас плохое настроение. Нужно четко обозначить и помнить о грани между своими личными чувствами и воспитанием детей.
  2. Извинения. Учите ребенка извиняться, извиняйтесь сами, если не правы. Так малыш поймет, что значит ошибиться и что это лучше не повторять. Также, извиняясь перед чадом, вы дадите ему возможность оценить важность просьбы прощения.
  3. Терпение. Научить ребенка правильному поведению очень сложно, поэтому важно соблюдать терпение. Вы должны спокойно объяснить ему, как стоит себя вести. Помните, что, капризничая и упрямясь, малыш пытается высказать свое мнение, которое необходимо уважать. Будьте терпимее к такому поведению, и вы поймете, что хотел сказать этим ваш малыш.

    Как справиться с нервными детьми

  4. Пример. Дети видят, как ведут себя их родители и следуют их примеру. Следите за тем, как вы общаетесь между собой, ведь странно, когда родители, использующие нецензурную лексику, ведущие себя вызывающе, удивляются, почему также ведут себя и их дети.
  5. Роли. Важно распределить роли в семье и дать понять чаду, что он важен, но не является единственной заботой родителей. Малыш должен понимать, что внимания требуют все члены семьи, нужно научить его делиться и спокойно реагировать на ситуации, когда внимание оказывают не ему.
  6. Выбор. Не принимайте все решения за ребенка — позвольте ему почувствовать свою значимость. Обязательно спрашивайте у малыша, что бы он хотел надеть или скушать. Конечно, не стоит полностью выполнять его пожелания, должна присутствовать конструктивная критика. При этом важно объяснять, почему в этот раз стоит сделать не так, как он захотел.
  7. Отказ. Если вы отказываете в чем-то, нужно обязательно аргументировать свой отказ. Это позволит в дальнейшем избежать таких ситуаций, так как малыш будет знать почему конкретно так делать нельзя. Для того, чтобы отказы воспринимались спокойно, должны быть доверительные отношения, важно быть авторитетом для ребенка, располагать его к себе, а не запугивать и устрашать.
  8. Общение. Очень важно поддерживать контакт с ребёнком, добиться доверительных отношений. Так он будет знать, что в любой ситуации может обратиться к родителям, и при этом его не будут ругать, а поддержат, помогут найти решение той или иной проблемы. К сожалению, сегодня многие родители считают, что воспитанием должны заниматься педагоги в школе или садике, тем самым отдаляясь от своих детей.

Видео: как воспитывать непослушного ребёнка

Советуем прочитать как занимать, чем развивать и что должен знать ребенок в: 2 года, 3 года, 4 года, 5 лет, 6 лет.

Ребенок не слушается в 7 лет

Жалобы на то, что ребенок 7 лет не слушается, довольно распространены, так как именно в этот период дети проходят свой третий по счету возрастной кризис, который относят к началу социализации в обществе сверстников. В 7 лет дети формируют свое социальное «я», психика и организм проходят через множество изменений. Ребенок в этот период может отличаться особенным непослушанием и агрессией, поэтому без советов психологов порой не обойтись.

Родителю стоит забеспокоиться, если ребенок чересчур часто:

  • гримасничает и передразнивает;
  • манерничает и излишне подражает взрослым;
  • игнорирует просьбы и указания;
  • без причины начинает злиться, психовать и устраивать истерики;
  • до последнего отстаивает свою правоту, даже если не прав.

Если ребенок не слушается, родитель должен позаботиться о том, чтобы наладить связь. Не ругаться и не кричать, вызывая ответную агрессию, а договариваться и убеждать логическими доводами.

Что делать, если дети в 7 лет не слушаются?

  • Поощряйте самостоятельность. 7 лет – тот возраст, когда родитель должен относиться к ребенку как к полноценному члену семьи. Пусть у него появятся обязанности по дому, за которые отвечает только он и никто больше. Так ребенок поймет, что вы относитесь к нему серьезно.
  • Проявите понимание. У ребенка, как и у любого взрослого человека, меняется настроение, случаются эмоциональные подъемы и спады, неудачные дни. Если ребенок не слушается, возможно, у него выдался тяжелый день в школе, может быть, кто-то обидел или обозвал. Сыну иди дочке нужна ваша поддержка, а не нотации или указания, что нужно сделать.
  • Договаривайтесь. В 7 лет дети уже достаточно развиты, чтобы осознавать ценность слов, поэтому не кричите, а приводите доводы, разговаривайте, убеждайте. Если даете обещания, обязательно выполняйте их, прививая ребенку мысли о том, что нужно всегда держать слово и выполнять обещания.
  • Иногда нужно надавить. Родитель должен понимать, что в 7 лет ребенок еще не осознает полноценно моральные нормы поведения. Так, если мальчик ударил девочку или пытается фамильярничать со взрослыми, это может быть банальное непонимание, а не непослушание. Если объяснить ребенку, почему совершать подобные поступки плохо, не получается, надавите родительским авторитетом. Главное – уверенный, спокойный тон, который убедит ребенка послушаться.
  • Откажитесь от наказаний. Ученые доказали, что ни физические наказания, ни психологическое давление, не несут педагогической ценности. Ребенок просто не воспринимает такие методы воздействия, так как взрослый по умолчанию сильнее и имеет большее влияние. Если ребенок не слушается, не нужно бить его или оскорблять. В противном случае, из него может вырасти человек, признающий лишь превосходство силы.

Таким образом, главный ключ к гармонии в семье и послушным детям – доверие, взаимовыручка и понимание между родителем и ребенком. От вас, как от родителя, потребуется недюжинное терпение, уверенность в своих силах и авторитете, однако результат вас приятно удивит, а ребенок, в конце концов, останется благодарен.

Периоды кризисов, капризов и истерик позади. Следующий этап взросления — это становление характера малыша, при котором, обычно, он в 5 лет вредничает, не слушается
и делает все наоборот
. Что должны знать об этом возрасте мамы и папы? Какими должны быть их действия?

Все так плохо?

На самом деле, признаки непослушания — хороший знак в глазах психологов. По их мнению, такой ребенок развивается здоровым и активным, он участвует в жизни семьи и учится стоять на своем. Он не загнан в угол «нельзя\можно».

Помните! С вами растет Человек, у которого имеется свой характер и предпочтения. Он хочет быть услышан вами, а когда этого не случается (близкие заняты, не могут уделить ему внимание, забывают о пожеланиях, пичкают нелюбимой едой, заставляют что-то против воли), он переходит на крик и истерики.

Что делать, если ребенок не слушается в 5 лет? Советы психолога сходятся к единому – следовать своей задаче как наставников. Поддерживать его, рассмотреть в нем человека. Да, пока маленького и во многом несмышленого, но другого. Он спорит и само утверждается, ошибается в чем-то, иногда дико раздражается. Не бойтесь ругать и наказывать, но каждый раз говорите, что наказание он получил лишь за проступок, а не за себя в целом. Что его любят и заботятся о нем. Тогда он неосознанно будет беречь ваши нервы, ваше доверие.

Возрастной кризис – неотъемлемая часть взросления каждого ребенка. Постепенно развиваясь, малыш все больше знакомится с окружающим миром и его психическое восприятие меняется. Не стоит воспринимать кризис как нечто негативное. В психологии этот термин означает переход к чему-то новому, изменение понимания мира на более взрослое.

Уже давно выделено несколько этапов детских кризисов – одного года, трех лет, пяти лет, семи и, наконец, подростковый период. Все эти возрастные категории наиболее подвержены переменам в психике и каждый ребенок проходит через эти этапы по-разному. Задача родителей при этом – помогать ребенку преодолеть их.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: